вторник, 10 апреля 2012 г.

Контрразведывательный словарь


  

Контрразведывательный словарь

- О (продолжение) -

Операция вербовочная - Опознание негласное - Опрос оперативный - Ориентировка - Осведомитель - Осмотр негласный - Основа вербовки - Особо важный объект -Особо режимная воинская часть - Особый отдел - Отношения доверительные - Офицер безопасности посольства




Все статьи на букву

А   Б   В   Г   Д   Е   З   И   К   Л   М   Н   О   О(2)   П   П(2)   Р   Р(2)   С   С(2)   Т    У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Я
  
Поиск слов на букву
А   Б   В   Г   Д   Е   З   И   К   Л   М   Н   О   О(2)   П   П(2)   Р   Р(2)   С   С(2)   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Я







Операция вербовочная

- разновидность контрразведывательной (разведывательной) операции, преследующей цель - установить агентурные отношения с определенным лицом из лагеря противника.
Операция вербовочная складывается из следующих взаимосвязанных и объединенных одной целью этапов: изучение подобранного кандидата на вербовку для определения его пригодности к сотрудничеству (надежности, разведывательных возможностей и т. п.); выяснение возможной основы вербовки и формирование ее в необходимых случаях; подготовка условий для проведения самой вербовки (определение времени, подыскание места, организация встречи с кандидатом и др.); осуществление вербовки; закрепление вербовки. Названные этапы вербовочной операции не всегда осуществляются в указанной последовательности, некоторые из них могут проводиться одновременно. Закрепление вербовки может продолжаться длительное время после получения от вербуемого согласия на сотрудничество.
Нередко в вербовочные операции перерастают оперативные и разведывательные контакты, первоначально не преследовавшие цели вербовки.

Операция контрразведывательная (разведывательная)

- организационная форма контрразведывательной (разведывательной) деятельности, представляющая собой систему согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту контрразведывательных (разведывательных) мероприятий и действий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение общей задачи стратегического или тактического порядка.
Сущность контрразведывательной (разведывательной) операции, как организационной формы контрразведывательной (разведывательной) деятельности состоит в том, что в ее рамках подготавливается система сил и средств, с помощью которых она будет осуществляться, планируется порядок и последовательность осуществления мероприятий и действий, координируются проводимые мероприятия, осуществляется контроль за их ходом.
Примерами контрразведывательных операций органов госбезопасности могут служить: операция по агентурному проникновению в спецслужбы противника, операция по секретной выемке в дипломатических представительствах, операция по вербовке агентов из числа разведчиков и агентов противника и т. д.
Примерами разведывательных операций со стороны разведывательных служб противника могут служить: операции по заброске агента-нелегала на территорию СССР, тайниковая операция, операция по дезинформации и т. п.

Операция розыскная

- разновидность контрразведывательной операции, направленной на установление и захват разыскиваемых органами КГБ особо опасных государственных преступников, о появлении которых в данной местности получены сведения. Проводятся розыскные операции силами оперативно-розыскных групп, которые после уточнения, главным образом через агентов, района нахождения разыскиваемого ими лица принимают меры к быстрому сближению и его внезапному захвату. При розыске агентов-радистов капиталистических разведок и используемых ими радиостанций создается оперативно-розыскной отряд во главе со штабом и оперативно-розыскные группы. Отряду, наряду с оперативно-розыскными группами, придаются полустационарные пеленгаторные пункты, посты радионаблюдения, войсковые подразделения боевого обеспечения и охраны, группы технического обеспечения и связи. Oперативно-розыскные группы снабжаются пеленгаторами, широкополосными приемниками и приемниками-пеленгаторами, средствами магнитной звукозаписи, а также средствами KB и УКВ-радиосвязи. Развертывание розыскной операции осуществляется по заранее разработанному плану с учетом конкретной оперативной обстановки в районе розыска. В ходе розыскной операции группа оперативных работников проводит агентурно-оперативные мероприятия в целях уточнения района нахождения разыскиваемого и вывода его при возможности на засады.

Операция чекистско-войсковая

- особый вид боевой операции, в которой участвуют подразделении Вооруженных Сил, оперативный состав органов КГБ и агенты. Обычно применяется для ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника и антисоветских вооруженных банд.
Операция чекистско-войсковая, как правило, начинается с блокирования лесного массива или населенного пункта, где укрываются бандиты или диверсанты. После этого специально выделенные подразделения осуществляют поиск и ликвидацию бандитов или диверсантов в блокированном районе. Войсковые действия сочетаются с агентурно-оперативными мероприятиями.

Опережение

прием наружного наблюдения, при котором один или несколько разведчиков сменного наряда опережают объекта и занимают позицию для встречного наблюдения в месте предполагаемого появления объекта.

Опознавательные признаки


Опознавательный фотоснимок

- разновидность используемого в оперативной и следственной (уголовно-процессуальной) деятельности органов государственной безопасности фотодокумента с изображением лица, предмета, документа, обстановки, который предназначен для их опознания с целью восстановления в памяти опознающего различных событий, имеющих оперативное и процессуальное значение.
Опознавательными фотоснимками могут быть фотографии, изготовленные как участниками оперативной деятельности (работниками оперативных и специальных подразделений органов КГБ, агентами, доверенными лицами и т. п.), так и иными лицами (в том числе объектами оперативной проверки и разработки, а также подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями и др.).
В процессе предварительного расследования опознание по фотоснимкам производится на основе правил, предусмотренных УПК, и рекомендаций криминалистики.
Использование опознавательных фотоснимков в оперативной деятельности имеет свои особенности:
а) опознание по фотоснимкам производится негласно (без понятых и т. п.). В роли опознающего (опознавателей) выступают чаще всего агенты и доверенные лица органов КГБ. Иногда в роли опознающего могут выступать осужденные преступники, но при этом должны быть приняты меры, исключающие возможность предупреждения ими об этом опознаваемого;
б) фотоснимок лица, предмет, документа или обстановки предъявляется опознающему в числе других сходных фотографий;
в) не всегда процессу опознания по фотоснимку предшествует беседа с опознающим относительно примет лица или предмета и других обстоятельств;
г) результаты опознания по фотоснимкам фиксируются в различных оперативных документах (агентурных сообщениях, справках, рапортах оперативных работников и т. п.) с указанием лиц, присутствовавших при акте опознания.

Опознание негласное

- установление тождества личности или вещи посредством негласного показа знающим их лицам. Для проведения негласного опознания по месту жительства, работы, в райвоенкомате, библиотеке, больнице, на почте и в других местах создаются условия, при которых лицо, подлежащее опознанию, находилось бы в группе людей, а агентдоверенное лицо или другой опознаватель мог из укрытия хорошо всех видеть. Если опознающее лицо ранее слышало голос опознаваемого, целесообразно создать условия, при которых оно могло бы не только его видеть, но и слышать его голос. При невозможности предъявления лица опознание может производиться по его фотокарточке, которая предъявляется в числе других (не менее трех) фотокарточек. Вещи предъявляются опознающему в группе однородных предметов.
Результаты и порядок негласного опознания отражаются в агентурном сообщении, справке об опознании или в письменном заявлении опознающего.

Опрос оперативный

- метод получения фактической информации, состоящий в побуждении лиц, осведомленных о тех или иных фактах, имеющих значение для контрразведывательной (разведывательной) деятельности, к сообщению их опрашивающему. Оперативный опрос обычно ведется в форме беседы, но возможен и в форме переписки. Формой оперативного опроса является также предложение заполнить анкету или интервьюирование.

Опрос разведывательный

- одни из видов опроса оперативного, направленный на получение от опрашиваемого разведывательной информации по политическим, военным, экономическим, научно-техническим вопросам или вопросам и подрывной деятельности противника.

Организатор (преступления)


Организационная деятельность (в преступном соучастии)

- деятельность по организации совершения преступления или руководству его совершением.
Применительно к особо опасным государственным преступлениям различаются два вида организационной деятельности:
1) Организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению особо опасных государственных преступлений;
2) Организационная деятельность, направленная к созданию организации, имеющей целью совершение особо опасных государственных преступлений (ст. 72 УК РСФСР).

Организация контрразведывательной деятельности

- создание и подготовка всей системы мер, сил и средств, обеспечивающих решение контрразведывательных задач, и управление (руководство) этой системой с целью обеспечения эффективного ее функционирования.
Организация контрразведывательной деятельности включает: изучение и оценку оперативной обстановки; принятие решений; создание оперативного аппарата и его совершенствование; подбор, подготовку и расстановку оперативных и средств; планирование деятельности; взаимодействие подразделений; координацию работы отдельных органов госбезопасности, а также деятельности органов КГБ с другими органами Советского государства; контроль и проверку исполнения.

Ориентировка (в КГБ)

- документ, содержащий информацию для оперативного состава системы КГБ при Совете Министров СССР о противнике, его организационных формированиях, личном составе, силах и средствах, формах и методах подрывной деятельности, а также о тех или иных мероприятиях, проводимых органами государственной безопасности на различных участках разведывательной и контрразведывательной работы.
При необходимости дать в связи с приведением того или иного информационного материала определенные предписания, обязательные к неуклонному и точному исполнению, такие предписания включаются в указания, которыми обычно объявляются ориентировки либо в соответствующие приказы и инструкции.

Осадное положение

- правовой режим, устанавливавшийся в отдельные периоды Великой Отечественной войны и представлявший собой разновидность военного положения. Осадное положение вводилось органом, уполномоченный следить за соблюдением военного положения, если в данной местности оно уже введено. От режима военного положения осадное положение отличалось тем, что:
1) вводилось только на определенной территории;
2) только по причинам военного нападения извне;
3) при реальной угрозе фактического захвата врагом данной территории;
4) во время осадного положения лица, совершившие преступления, должны были немедленно предаваться суду военного трибунала;
5) в отношении провокаторов, шпионов и агентов врага допускалось применение расстрела на месте преступления.

Осведомитель

- внештатный негласный сотрудник органов ВЧК - МГБ, дававший сведения о положении дел на предприятиях, в учреждениях, на железнодорожном транспорте, в сельском хозяйстве либо представляющие оперативный интерес сведения о разрабатываемых лицах, с которыми он встречался по службе или в быту, но не имел возможности участвовать в их активной разработке.
Категория осведомителей была введена ВЧК в январе 1918 года. Разделение этой категории негласных сотрудников на осведомителей и спецосведомителей в органах ОГПУ произошло 15 ноября 1924 года. Приказом МГБ СССР 1952 года категория осведомителей упразднена.

Освобождение от уголовной ответственности

- освобождение лица, совершившего преступление, от обязанности держать за него ответ перед органами правосудия.
Освобождение от уголовной ответственности - исключение из правила о неотвратимости наказания за совершенное преступление, поэтому может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года и соответственно уголовные кодексы союзных республик предусматривают следующие случаи освобождения от уголовной ответственности: при совершении лицом, не достигшим совершеннолетия преступления, не представляющего большой общественной опасности (ст. 10 Основ, ст. 10 УК РСФСР); в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 41 Основ, ст. 48 УК РСФСР); в связи с тем что совершенное виновным деяние вследствие изменения обстановки потеряло характер общественно опасного или это лицо перестало быть общественно опасным (ст. м Основ, ст. 50 УК РСФСР).
Кроме того, в Уголовном кодексе РСФСР предусмотрены еще два основания для освобождения от уголовной ответственности - в связи с передачей дела в товарищеский суд (ст. 51 УК РСФСР) и в связи с передачей виновного на поруки (ст. 52 УК РСФСР). В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1961 года лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности Президиумом Верховного Совета СССР по представлению КГБ при СМ СССР.
Освобождение от уголовной ответственности отличается от освобождения от наказания, когда виновное лицо держит ответ перед органами правосудия, осуждается судом, но к нему не применяется наказание.

Оседание агента

- поселение агента по заданию разведки в каком-либо определенном районе разведываемой страны на длительный срок в целях легализации и приспособления к социальной среде, то есть приобретения постоянного места жительства, работы, установления нужных связей и т. д. К ведению подрывной деятельности агент приступает обычно только после получения от разведки специального сигнала или в случае возникновения определенной обстановки (начало войны, обострение положении в страна пребывания и др.).

Осмотр

- следственное действие, заключающееся в непосредственном изучении органом дознания, следователем, прокурором или судом (с участием понятых) места происшествия, местности, помещений, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела. При производстве осмотра в случае необходимости осуществляются фотографирование, киносъемка места происшествия, составляются планы и схемы, изготовляются оттиски следов. Наружный осмотр трупа производится на месте его обнаружения в присутствии понятых и с участием специалиста в области судебной медицины. После окончания осмотра составляется протокол, в котором в той последовательности, в какой производился осмотр, описываются все действия производившего его лица. В протоколе перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре.

Осмотр негласный

- метод оперативной деятельности, применяемый сотрудниками органов госбезопасности с целью проверки оперативной информации и ознакомления с имеющимися у разрабатываемого или проверяемого лица (группы лиц) документами, орудиями и другими предметами, используемыми им в подрывной работе.
В отличие от обыска негласного негласный осмотр осуществляется только в тех местах (тайнике, портфеле и т. п.), где, по поступившим данным, разрабатываемое или проверяемое органами госбезопасности лицо хранит документы и другие предметы, используемые в подрывной деятельности.
Подобный осмотр должен быть подготовлен и обеспечен таким образом, чтобы исключить на протяжении необходимого времени появление разрабатываемого и других лиц на месте осмотра. Негласный осмотр должен проводиться с соблюдением необходимых мер предосторожности, чтобы после него не осталось следов.
Негласный осмотр обычно сопровождается фотографированием документов и предметов, интересующих органы КГБ.
Методика негласного осмотра аналогична той, которая разработана в криминалистике для процессуального осмотра.

Основа вербовки

- реальные обстоятельства, объективные предпосылки, побуждающие вербуемого пойти на секретное сотрудничество с органами контрразведки (разведки).
Различают три вида основ вербовки: идейно-политическую; материальную или иную личную заинтересованность; зависимость вербуемого от контрразведки или разведки (компрометирующие материалы).
Применительно к органам государственной безопасности идейно-политическая основа вербовки характеризуется полным или частичным совпадением политических интересов и стремлений вербуемого с политическими целями Советского государства. Идейно-политической основой вербовки секретных сотрудников из числа советских граждан является, как правило, их патриотизм.
Для материальной или иной личной заинтересованности как основы вербовки, характерно наличие у вербуемого стремления к получению (или сохранению уже полученных) каких-либо материальных благ, к упрочению своего служебного положения, получению прав гражданства той или иной страны и других личных выгод. На этой основе чаше всего вербуются агенты из граждан буржуазных государств.
Зависимость как основа вербовки возникает тогда, когда органы контрразведки (разведки) получают такие компрометирующие вербуемого материалы, используя которые они могут или привлечь его к уголовной ответственности, или публично разоблачить, скомпрометировать и т. п. Благополучие вербуемого в этом случае зависит от решения органов контрразведки (разведки). На этой основе органами КГБ вербуются разведчики капиталистических государств, их агенты, участники зарубежных антисоветских организаций, антисоветские элемента и некоторые другие лица.
Основы вербовки используются обычно в сочетании, хотя за одной из них, как правило, сохраняется ведущее положение.
Основа вербовки - это лишь реальная возможность установить с кандидатом на вербовку агентурные отношения. Будет ли она реализована, зависит от многих обстоятельств: от умения оперативного работника воздействовать на вербуемого, правильно избрать способы и приемы воздействия, создать и умело использовать соответствующую вербовочную ситуацию, от психического состояния вербуемого в момент вербовки и т. д.
   

Основа секретного сотрудничества с органами государственной безопасности

- фактические обстоятельства общественного или личного характера, связывающие агента с органами государственной безопасности и побуждающие его секретно сотрудничать с ними.
Основой сотрудничества с органами государственной безопасности могут быть:
а) полное или частичное совпадение политических интересов и стремлений агента с политическими целями Советского государства (сотрудничество на идейно-политической основе);
б) заинтересованность агента в получении материальных или иных личных выгод в результате секретного сотрудничества с органами государственной безопасности (сотрудничество на основе заинтересованности в получения материальных или иных личных выгод);
в) зависимость агента от органов государственной безопасности в связи с наличием компрометирующих его материалов (сотрудничество на основе зависимости от органов государственной безопасности).
Основа секретного сотрудничества не всегда совпадает с основой вербовки агента. Нередко, например, агент, завербованный на основе зависимости от органов госбезопасности, в ходе секретного сотрудничества под идеологическим воздействием оперативного работника начинает сотрудничать с органами госбезопасности на идейно-политической основе.

Основание уголовной ответственности

- виновное, то есть умышленное или неосторожное совершение лицом общественно опасного действия (бездействия), предусмотренного уголовным законом (ст. 3 УК РСФСР).
Уголовное дело не может быть возбуждено, возбужденное дело подлежит прекращению, а при рассмотрении дела в суде выносится оправдательный приговор, если в действиях лица нет состава преступления, Действующий закон исключает возможность привлечения к уголовной ответственности по аналогии. Весьма важным является указание закона и о том, что никто не может быть признан виновным в преступлении и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда.

Основная шифрованная связь

шифрованная связь, предназначенная для передачи срочной особо важной, совершение секретной и секретной информации. Для радиосетей основной шифрованной связи создаются наиболее надежные шифры, с которыми работают, как правило, специально подготовленные шифровальщики.

Особо важный объект

- государственное предприятие, учреждение (например, научно-исследовательский институт, конструкторское бюро, завод, испытательный полигон), где осуществляется проектирование, разработка, производство, эксплуатация или хранение особой важности, совершенно секретного вооружения и оборонной техники новейших видов, или государственное учреждение, предприятие, имеющее важное государственное значение.
На особо важных объектах первой группы, именуемых также режимными объектами, устанавливается особый режим секретности и особый режим охраны, обеспечивается маскировка. Органы госбезопасности занимаются контрразведывательным обеспечением таких объектов.
Отнесение предприятий, учреждений к особо важным объектам осуществляется руководителями министерств, госкомитетов и организаций по согласованию с Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР.

Особо опасные государственные преступления


Особо режимная воинская часть

- воинская часть, для которой в связи с большим военным значением, характером имеющегося вооружения установлены особые режимные ограничения:
1) усиленная физическая охрана (инженерно-технические сигнализирующие и иные сооружения, предотвращающие незаметное приближение к части, круглосуточные посты часовых и т. п.);
2) повышенные требования политического и делового характера к военнослужащий, рабочим и служащим, полная их спецпроверка;
3) усиленный режим секретности внутри части (ограничение передвижения по территории части, сужение круга лиц, обладающих сведениями о ней в полном объеме).
Оперативное обеспечение такой воинской части возлагается на опытных сотрудников особых отделов.

Особый паспортный режим

- паспортный режим, установленный в некоторых местностях страны, перечень которых определяется Советом Министров СССР, и характеризующийся введением специальных паспортных ограничении.
В местностях с особым паспортным режимом в соответствии со ст. 40 Положения о паспортах не подлежат прописке и не могут быть приняты на работу в учреждения, организации и на предприятия лица, отбывшие наказание за особо опасные государственные преступления, а также за ряд других преступлений, перечисленных в указанной статье. К некоторым категориям таких лиц (осужденные за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, освобожденные от отбывания наказания и порядке амнистии или помилования и др.) эти ограничения не применяются. Лица, на которых распространяются паспортные ограничения, могут быть прописаны (постоянно или временно) в городах, районах и других местностях с особым паспортным режимом по ходатайству общественных организаций, коллективов трудящихся, руководителей предприятий и учреждений, при поручительстве родителей или родственников, а также при наличии других уважительных причин.
Для некоторых местностей с особым паспортным режимом специальными постановлениями Совета Министров СССР установлены дополнительные правила и более строгие паспортные ограничения (см., например, Положение о прописке и выписке населения в г. Москве, утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1964 года № 585). Разновидностью особого паспортного режима является пограничный паспортный режим.

Особый период

- 1) промежуток времени, в течение которого в целях отражения готовящегося вооруженного нападения противника особенно интенсивно осуществляется непосредственная подготовка страны, ее Вооруженных Сил и органов государственной безопасности к войне;
2) правовой режим, допускающий применение установленных советским правом определенных чрезвычайных мер (см. Чрезвычайные меры охраны государственной безопасности и общественного порядка).
Особый период вводится решением Совета Министров СССР в случае реальной угрозы нападения извне. Объявление Особого периода означает немедленное введение в действие планов гражданской и местной обороны. Основная цель введения Особого периода заключается в предотвращении или максимальном сокращении пагубных последствий нападения агрессора с воздуха с применением ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия. Чрезвычайными мерами, допускаемыми в Особый период, являются: эвакуация (рассредоточение); скрытая или открытая, частичная или всеобщая мобилизация; меры, обеспечивающие бесперебойную работу предприятий, остающихся и данной местности, и проведение спасательных и неотложных восстановительных работ в очагах поражения. Возможно также применение иных чрезвычайных мер, указанных в правовых актах, которые могут быть обнародованы с объявлением Особого периода.

Особый отдел (ОО) ВЧК - КГБ

- орган военной контрразведки Советского государства. Особый отдел создан на основе объединения фронтовых чрезвычайных комиссий и органов военного контроля. Решение о создании Особого отдела было принято на заседании Бюро ЦК РКП (б) 19 декабря 1918 года. Эта дата отмечается как день создания советских органов военной контрразведки. Первым начальником ОО ВЧК был М. С. Кедров.
6 февраля 1919 года Президиум ВЦИК утвердил Положение об Особом отделе ВЧК и его местных органах, где указывалось, что борьба с контрреволюцией и шпионажем в армии и на флоте возлагается на ОО ВЧК. Общее руководство этой борьбой должна была осуществлять Всероссийская чрезвычайная комиссия, которая через свой Особый отдел руководила работой местных отделов контролировала их деятельность и организовывала работу агентуры за границей и на оккупированной иностранными державами и занятой белогвардейцами территории.
14 января 1921 года было создано Секретно оперативное управление ВЧК, в состав которого вошли все оперативные отделы, в том числе и Особый отдел. Функции ОО расширились. Ему была поручена также организация контрразведывательной работы в стране.
8 мая 1922 года Коллегия ГПУ приняла решение ограничить функции Особого отдела. На него были возложены "задачи обслуживания Красной Армии и Флота по защите их от контрреволюционных элементов".
В 1930 году Особый отдел помимо агентурно-оперативного обеспечения частей и соединений Красной Армии и Флота, вновь была поручена борьба со шпионажем и другими формами подрывной деятельности капиталистических разведок и зарубежных антисоветских центров, борьба с политическим бандитизмом, кулацкими мятежами, с диверсионно-террористическими, националистическими и другими антисоветскими организациями и группами в стране.
10 июля 1934 года в составе НКВД СССР было образовано управление государственной безопасности. Функции Особого отдела вновь были ограничены. На него возлагалась задача защиты Красной Армии и Флота от шпионской и иной подрывной деятельности противника.
8 февраля 1941 года Особый отдел вновь подвергся реорганизации. Постановлением СНК СССР были созданы третьи управления НКО и НКВМФ СССР.
17 июля 1941 года 3-е Управление НКО было преобразовано в Управление особых отделов НКВД СССР.
В апреле 1943 года Управление особых отделов НКВД было реорганизовано в Главное управление контрразведки Народного комиссариата обороны СССР "Смерш" и Управление контрразведки Народного комиссариата Военно-Морского Флота СССР "Смерш".
Политбюро ЦК ВКП(б) 4 июля 1946 года утвердило структуру МГБ СССР. Органы военной контрразведки «Смерш» армии и флота были преобразованы в 3-е Главное управление МГБ СССР, которому поручили вести контрразведывательную работу в армии и на флоте.
С 1954 года органами военной контрразведки являются 3-е Управление КГБ при СМ СССР и особые отделы на местах.

Ответственность административная

- юридическая ответственность за административный проступок. Состоит в обязанности лица, совершившего административный проступок, в установленном порядке ответить за содеянное перед государством и претерпеть предусмотренные законом или иным нормативным актом меры государственно-принудительного воздействия в форме административных санкций, налагаемых специально уполномоченными на это органами или их представителями.
В отличие от дисциплинарной ответственности, установленной за дисциплинарные проступки, ответственность административная характеризуется отсутствием отношений служебной подчиненности между лицом, к ней привлекаемым, и органом, применяющим к этому лицу предусмотренные административном правом меры государственного принуждения. Право привлекать к административной ответственности имеют соответствующие органы государственного управлении (административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах районных, городских Советов депутатов трудящихся, органы милиции, органы железнодорожного, морского и иных видов транспорта, таможенные органы, органы пожарного надзора, органы санитарной инспекции и др.), а в ряде случаев, предусмотренных законом, - народные суды и народные судьи. Этим правом могут быть наделены и представители отдельных общественных организаций (например, технические инспектора советов профсоюзов налагают административные штрафы за нарушение правил техники безопасности и охрани труда).
Видами административных взысканий, применяемых при привлечении к административной ответственности, являются предупреждение, штраф, административный арест, исправительные работы, лишение отдельных специальных прав (например, права управления автотранспортом, права охоты), конфискация, административное выселение из определенной местности и некоторые другие. Органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных проступках, в отдельных случаях вправе вместо наложения административных взыскания направлять материалы, касающиеся виновных лиц, в общественные организации, коллективы трудящихся и товарищеские суды для применения мер общественного воздействия.

Ответственность уголовная

- вид государственного принуждения, устанавливаемого советским законом в отношении лиц, совершивших преступления. Уголовная ответственность заключается в обязанности таких лиц отвечать за свои деяния перед государством в установленном процессуальном порядке. Эта обязанность возникает с момента совершения преступления, а началом ее реализации, то есть началом привлечении конкретного лица к уголовной ответственности, является привлечение его в качестве обвиняемого. Уголовная ответственность предполагает также обязанность виновного понести и отбыть соответствующее наказание как меру уголовной ответственности. В этом качестве уголовная ответственность наступает после осуждения лица, вынесения судом обвинительного приговора и определения им вида и размера наказания. Окончанием уголовной ответственности является момент отбытия наказания, а в других случаях момент погашения или снятия судимости.

Отдел внутренней безопасности министерства юстиции США

- орган контроля за деятельностью всех ведомственных органов по обеспечению внутренней безопасности. Его функции: борьба со шпионажем, изменой, нарушениями закона об атомной энергии, законов об охране государственной тайны, а также закона Смита о регистрации иностранцев. Отдел участвует в осуществлении карательной политики внутри страны и проводит регистрацию общественных организаций, отнесенных к категории подрывных. Возглавляет отдел помощник министра юстиции (он же помощник генерального прокурора), который поддерживает государственное обвинение по делам о внутренней безопасности в суде.

Отказ вернуться из-за границы в СССР


Открытие границы

- мероприятие, осуществляемое оперативными работниками и представителями пограничных войск в связи с необходимостью переправы агентов через государственную границу.
Разрешение на открытие участков государственной границы для проведения переправ агентов, допуск к линии границы оперативных работников дается начальником Главного управления пограничных войск, начальниками войск пограничных округов, пограничных отрядов и их заместителей по разведке на основании письменного отношения начальника главного управления, самостоятельного управления и отдела КГБ при Совете Министров СССР, а также председателя КГБ республики, начальника управления КГБ края, области, начальника разведывательного управления или отдела военного округа либо флота или флотилии.

Открытое наружное наблюдение

- наблюдение, при котором разведчики следуют за объектом, не скрываясь и не маскируя своих действий. Применяется в отношении отдельных разведчиков-иностранцев для сковывания их разведывательной деятельности и как ответная мера на соответствующие действия специальных служб капиталистических стран против находящихся там советских граждан. Иногда открытое наружное наблюдение называют демонстративным наружным наблюдением.

Открытый порт

- морской или речной порт, в который разрешено заходить иностранным (пассажирским либо транспортным и грузовым) судам. Открытый порт имеет гавани и бассейны для укрытия судов от непогоды. Списки открытых портов публикуются в "извещениях мореплавателям".

Открытый район -

1) административно-территориальная единица (область, район, город), на территорию которой разрешен въезд иностранцам: дипломатам, туристам и иностранным гражданам, прибывающим в СССР по частным делам;
2) территория административного района, где нет штатного районного отдела (отделения) Комитета госбезопасности в связи с тем, что этого не требует оперативная обстановка. Ведение оперативной деятельности в открытом районе возлагается на одного из оперативных работников аппарата КГБ -УКГБ - ОКГБ или горрайотдела (отделения) КГБ соседнего района.

Отношения доверительные -

1) отношения, которые устанавливаются между органами государственной безопасности и советскими гражданами, привлекаемыми на добровольной основе к выполнению оперативных поручений в качестве доверенных лиц. Доверительные отношения по своему характеру являются неправовыми, регулируются нормами коммунистической морали.
Порядок работы оперативного состава с доверенными лицами определяется нормативными актами Комитета госбезопасности. Встречи с доверенными лицами оперативные работники, как привило, не конспирируют, но содержание даваемых доверенным лицам поручений не подлежит разглашению;
2) отношения, устанавливаемые органами государственной безопасности с гражданами буржуазных государств на основе их лояльного или благожелательного отношения к Советскому государству, личного расположения к оперативному работнику в целях получения от них интересующей органы КГБ информации или склонения их к действиям, отвечающим интересам СССР. Доверительные отношения с иностранцами устанавливаются оперативными работниками, выступающими под прикрытием, их принадлежность к органам государственной безопасности, как правило, скрывается.

Офицер безопасности посольства

- сотрудник службы безопасности ведомства иностранных дел капиталистической страны. В посольствах крупных империалистических государств в Москве должность офицера безопасности специально предусматривается штатным расписанием. В посольствах малых капиталистических стран в Москве нет специально выделенной должности офицера безопасности и его обязанности выполняет по совместительству одни из дипломатов. Офицеру безопасности обычно присваивается дипломатический ранг атташе. В посольствах ряда стран (например, США, Англии) под прикрытием должности офицера безопасности нередко работают разведчики.
Офицер безопасности возглавляет службу безопасности дипломатического представительства, в которую входят офицеры безопасности разведывательных резидентур, лица, ответственные за сохранность особо важных документов, сотрудники посольской охраны.
Функции офицера безопасности определяются специальными инструкциями ведомств иностранных дел соответствующих государств. Руководствуясь этими инструкциями, офицер безопасности разрабатывает правила безопасности, отвечающие оперативной обстановке в стране пребывании, планирует и организует инструктаж по вопросам безопасности; принимает меры против агентурного и технического проникновения в посольство контрразведки страны пребывания; осуществляет контроль за личным поведением сотрудников посольства, особенно за их контактами с местными гражданами; следит за соблюдением правил секретного делопроизводства, безопасности использования всех средств связи, расследует все проступки, связанные с нарушением сотрудниками посольства инструкций по безопасности.
Офицер безопасности осуществляет свои функции как официально, так и негласно, путем принятия оперативных мер, в частности, с помощью агентов и лиц, используемых на доверительной основе, устанавливает негласное наблюдение за персоналом посольства, за работающими в посольстве по найму местными гражданами, а также за иностранными дипломатами, поддерживающими контакты с сотрудниками посольства.
Офицер безопасности известен всему персоналу посольства. Это облегчает ему выполнение возложенных на него функций, поскольку он может официально устанавливать правила безопасности и контролировать их соблюдение, проводить беседы о бдительности и т. д.
Офицер безопасности поддерживает контакт с контрразведкой своей страны, информируя ее о всех действиях контрразведки страны пребывания против посольства и его персонала, включая разведчиков.

ОУ-ЭН-АЙ


Охрана государственной границы СССР

- совокупность войсковых, оперативных, технических и режимных мероприятий, проводимых в целях своевременного выявления и задержания нарушителей границы, защиты политических и экономических интересов Советского государства.
Охрану сухопутной и морской границы несут пограничные войска Комитета государственной безопасности при активной помощи местных советских органов, территориальных органов КГБ и МВД, общественных организации и местного населения. Охрану границ воздушного пространства Союза ССР несут войска противовоздушной бороны (ПВО) Министерства обороны.
Важнейшее значение в охране государственной границы СССР имеют агентурно-оперативные мероприятия, проводимые разведывательными отделами (отделениями) пограничных войск и оперативными подразделениями территориальных органов госбезопасности. Разведывательные подразделения пограничных войск наделены полномочиями для ведения разведывательной работы на сопредельной территории капиталистических государств в интересах охраны государственной границы.

Охрана государственной безопасности СССР

- система государственных мер по защите советского общественного и государственного строя, государственной независимости, территориальной неприкосновенности, военной и экономической мощи, научно-технического потенциала и других государственных интересов СССР от разведывательно-подрывной деятельности внешних и внутренних врагов. Охрана государственной безопасности достигается своевременным выявлением, предупреждением и пресечением осуществляемых в основном с помощью разведывательных сил и средств политических, идеологических, военных, экономических и иных разведывательно-подрывных акций противника, направленных против СССР, а также контрразведывательным обеспечением объектов подрывных устремлении противника и осуществлением режимных мер охраны этих объектов.
В пределах установленной компетенции в охране государственной безопасности участвуют все органы государственной власти, органы государственного управления, органы суда и прокуратуры. Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, являясь органом отраслевой компетенции, наделен и специальной компетенцией в области охраны государственной безопасности. При этом важная роль отводится разведкеконтрразведке и охране государственной границы СССР.

Оценка оперативной информации

- суждение о качестве оперативной информации в зависимости от степени ее важности, полноты, достоверности, своевременности и возможности использования в оперативной деятельности.
При оценке оперативной информации используются такие логические методы, как обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, мысленное моделирование, абстрагирование и конкретизация. Важную роль играет профессиональная интуиция оперативного работника, однако сделанные на ее основе догадки и предположения подлежат тщательной проверке.
Результаты оценки оперативной информации излагаются во вступительной части планов оперативных мероприятий, справках и обзорах, в информационных сообщениях, направляемых и партийные и государственные органы.
 







Комментариев нет:

Отправить комментарий