суббота, 28 апреля 2012 г.

МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ОХРАНЕ ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ


М.С. Галямов

МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ОХРАНЕ ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВ
БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

События 90–х годов прошлого века изменили многие пограничные традиции, в том числе и работу пограничников с местным населением. Пограничные ведомства самостоятельных государств, учитывая важность участия местного населения в охране границы, предпринимают все предпосылки развития взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Привлечение местного населения в охране государственной границы находят свое отражение в нормативно-правовых документах отдельных государств. Так, Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – ГГ РФ), определяет защиту и охрану ГГ как часть системы безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ, что предполагает согласованную деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемую ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых и иных мер по защите и охране ГГ РФ [1, ст.3].
В соответствии со статьей 38 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» граждане могут участвовать на добровольных началах в охране ГГ РФ, как правило, в составе общественных объединений, добровольных народных дружин. Привлечение местного населения к охране ГГ осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 339 «О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации» [2]. Членами добровольных народных дружин (ДНД) и внештатными сотрудниками могут быть совершеннолетние граждане, добровольно изъявившие желание оказывать помощь Пограничной службе РФ (далее ПС) в охране ГГ и члены народных дружин и внештатные сотрудники привлекаются для выполнения следующих задач:
- обеспечение контроля за соблюдением режима ГГ РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через ГГ РФ;
- участие в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение ГГ РФ;
- разъяснение гражданам правил режима ГГ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через ГГ.
Помимо нормативных документов, которые издаются на федеральном уровне, губернаторами пограничных областей России издаются постановления о порядке привлечения граждан к охране границы в пределах приграничной территории, в котором определен порядок привлечения, законодательная основа и руководство к действиям местных органов власти.
К охране границы активно привлекается и казачество, так Правительством РФ внесены изменения в Закон «О Казачестве», где предусмотрено использование в охране российско-казахстанской границы казачьих формирований на основании соглашения между ними и командованием Региональных управлений ПС ФСБ РФ. К настоящему времени аналогичное соглашение подписано атаманом Оренбургского войскового казачьего войска В. Глуховским и руководством Пограничного управления ФСБ РФ по Оренбургской области, где обговорены основные положения совместной охраны границы.
Таким образом, система привлечение местного населения к охране государственной границы в РФ представляет четко выстроенную вертикаль от федерального центра до местных исполнительных органов власти.
Для стимулирования офицеров, осуществляющих работу с местным населением, приказом Директора ФСБ РФ от 9 января 2004 года №10 установлена ежемесячная надбавка за организацию обучение и руководство добровольными народными дружинами по охране государственной границы Российской Федерации в размере до 15 процентов оклада по воинской должности [3].
Основные проблемы на Государственной границе Республики Беларусь (ГГ РБ) представляет транзитная незаконная миграция, сопровождающаяся развитием нехарактерных ранее для Беларуси форм преступности. Провоз «живого товара» стал частью криминального бизнеса, доходы от которого наряду с контрабандой наркотиков и оружия составляют основу «черного сектора» теневой экономики и связанной с ним организованной преступности. С некоторых пор это уже не хаотичные перемещения больших групп обездоленных людей, а четко организованный и законспирированный бизнес, причем - высокодоходный. На пути этого потока стоят белорусские пограничники, которые ежегодно задерживают непосредственно на границе несколько тысяч незаконных мигрантов. В жизнь войск уже давно и прочно вошли специальные пограничные операции, проводимые во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, коллегами из сопредельных государств, с широким привлечением населения приграничья. Это «Рубеж-96», «Рубеж-97», «Канал», «Нелегал» и другие.
Операции нацелены, прежде всего, на защиту экономических интересов Республики Беларусь на ее государственном рубеже и позволяют выявлять и пресекать каналы нелегальной миграции, незаконного перемещения через границу транспортных средств, грузов, оружия, взрывчатых и наркотических веществ. К участию в операциях привлекаются силы и средства органов местной власти, КГБ, МВД, ГТК, добровольных дружин. Широкое привлечение к охране жителей приграничья позволило только в период с 1995 г. по 1998 г. задержать с их помощью более 7101 нарушителей границы.
В своей деятельности добровольная дружина (ДД) руководствуется Конституцией РБ, законами РБ, декретами, указами и распоряжениями Президента РБ, постановлениями и распоряжениями Правительства РБ, решениями местных исполнительных и распорядительных органов, иными актами законодательства РБ. Основополагающим документом является Указ президента РБ от 19 июня 1995 г. N 224 «О дополнительных мерах по оказанию помощи пограничным войскам в охране ГГ РБ» [4], в котором утверждается положение о добровольных дружинах по оказанию помощи пограничным войскам в охране границы РБ. Здесь же дается указание местным исполнительным и распорядительным органам: создать в двухмесячный срок в приграничных населенных пунктах ДД по оказанию помощи пограничным войскам (ПВ) в охране ГГ РБ.
Механизм привлечения населения к охране границы, построен на основе законодательства, с четким разграничением полномочий всех субъектов, участвующих в работе с местным населением. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны содействовать созданию ДД и их участию в охране ГГ РБ.
Основными задачами ДД являются:
- оказание помощи ПВ;
- активное участие в поддержании и предупреждении нарушений правил пограничного режима в пограничной зоне (полосе);
- проведение работы по разъяснению населению приграничных районов требований Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь», нормативных актов, определяющих пограничный режим в пограничной зоне (полосе).
Одною из старейших традиций пограничников Украины всегда были тесные и деловые взаимоотношения с местным населением приграничья. Конституцией Украины определено, что защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечения ее экономической и информационной безопасности являются наиважнейшими функциями государства, делом всего украинского народа [5].
С момента провозглашения независимости Украины государством проводятся меры по укреплению собственных ГГ. Охрана ГГ обеспечивается целенаправленной деятельностью органов государственной исполнительной власти с активным участием граждан и осуществляется Государственной пограничной службой Украины (ГПСУ).
В Законе Украины «О Пограничных войсках Украины» от 04 ноября 1991 года № 1779 – XII определяется, что «деятельность Пограничных войск Украины строится на принципах законности, гласности, соблюдения прав и свобод граждан, взаимодействии с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и населением» [6], а в Законе Украины «О Государственной границы Украины» от 04 ноября 1991 года № 1777– XII, что «государственные органы, гражданские организации, должностные лица обязаны оказывать всемерную помощь ПВ Украины в охране государственной границы Украины. Охрана государственной границы Украины осуществляется при активном участии граждан Украины. Государственные органы и общественные организации способствуют ПВ Украины в приобщении граждан Украины на добровольных началах к охране государственной границы Украины» [7].
Закон Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» был принят 22 июня 2000 года. В нем отмечено, что граждане Украины в соответствии с Конституцией Украины «имеют право создавать в установленному этим Законом порядка общественные объединения для участия в охране общественного порядка и государственной границы, содействие органам местного самоуправления, правоохранительным органам, ГПСУ и органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении и прекращении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровье граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств» [8].
Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.2000г. №1872 был утвержден Типовой устав общественных формирований в охране общественного порядка и ГГ, представлены образцы бланков удостоверения и нарукавной повязки члена такого формирования. 22 октября 2003 года приказом Администрации ГПСУ Украины № 188 утверждена и введена в действие инструкция по работе с общественными формированиями по охране общественного порядка и ГГ. В инструкции определяются основные задачи общественных формирований, права их членов, порядок их выполнения, деятельность по разграничению функций штабов и офицеров подразделений по работе с общественными формированиями и порядок их подготовки[9].
Такая весомая правовая поддержка значительно активизировала работу пограничников по созданию и организации деятельности в подконтрольных приграничных районах и пограничной полосе общественных формирований. Активное участие в этом принимают местные государственные органы и органы самоуправления.
Таким образом, невзирая на приложенные усилия, состояние работы и результативность деятельности общественных формирований по охране ГГ Украины еще не в полной мере подчинены интересам охраны границы. Вместе с экономическими причинами основными проблемами организации деятельности общественных формирований по охране ГГ явилось несовершенство механизма стимулирования этих членов за высокие показатели в охране ГГ, пренебрежение отдельными чиновниками роли местного населения в охране границы, в деле противодействия противоправной деятельности [10].
В Кыргызской Республике, несмотря на сложное социально-экономическое и политическое положение, имеется постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке привлечения граждан Кыргызской Республики к охране государственной границы Кыргызской Республики» от 22.06.2003 года № 293. На основании данного документа Пограничной службе КР оказывают действенную помощь 56 групп ДНД, общим количеством 540 членов» [11].
В государствах дальнего зарубежья местное население принимает активное участие в охране границы. Охрана ГГ Словацкой Республики осуществляется Пограничной полицией и полицией по делам иностранцев Полицейского корпуса МВД. Основу охраны государственной границы составляет система оперативно-розыскных, розыскных, разведывательных, войсковых и режимных мероприятий, которые проводятся штатными силами и средствами пограничной полиции. Режимные меры проводятся линейными отделениями пограничной полиции. В охране границы широко используются гласные методы работы с местным населением.
Охрана ГГ Республики Польша осуществляется пограничной охраной МВД. Основу организации охраны границы составляет эшелонированная система оперативно-розыскных, розыскных, разведывательных и режимных мероприятий, которые осуществляются личным составом пограничных стражниц, пограничных спецподразделений оперативного реагирования, оперативным составом отделов Пограничной охраны и отделов межгородских (региональных) оперативных отделов охраны государственной границы Головной комендатуры Пограничной охраны Республики Польша. Основными видами служебно-боевой деятельности Пограничной охраны является оперативная работа с привлечением местного населения и периодической высылкой пограничных нарядов.
В США выполнение задач по охране сухопутного участка границы возложено на Пограничный патруль Службы иммиграции и натурализации, которая является невоенной организацией. Немаловажное место в своей оперативной деятельности агенты Пограничного Патруля уделяют работе с местным населением пограничных районов США: выявляют незаконную деятельность и осуществляет совместные усилия по обеспечению соблюдения местного закона в городских и отдаленных районах страны. Агенты Пограничного Патруля в интересах повышения безопасности мигрантов и пограничных жителей активно поддерживают «Движение за безопасность границы» (Border Safety Initiative). В последние годы местное население достаточно активно сотрудничает с агентами Пограничного Патруля, так как незаконные иммигранты доставляют ему немало забот, а порой и бед [12, С. 53].
Таким образом, проводя сравнительно-сопоставительный анализ привлечения местного населения к охране государственной границы в странах ближнего и дальнего зарубежья необходимо отметить, что этот вопрос имеет важное  значение для любого государства в целях достижения безопасности в пограничном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993г. № 4730-1, http://www.intacadem.ru/content/view/376/257/
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 339 "О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации" http://infopravo.by.ru/fed1995/ch03/akt15482.shtm
3. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 января 2004 г. N 10 г. Москва, Об установлении ежемесячной надбавки за организацию обучения и руководство добровольными народными дружинами по охране государственной границы Российской Федерации http://www.rg.ru/2004/02/03/nadbavki-doc-dok.html
4. Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1995 г. N 224 «О дополнительных мерах по оказанию помощи пограничным войскам в охране Государственной границ Республики Беларусь» http://ncpi.gov.by/sbornik/sb_text.asp?NR=P39500224
5. Конституция Украины від 8 грудня 2004 року N 2222-IVhttp://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/alldocWWW/955171E206C3741642256465006D9E81!OpenDocument
6. Закон Украины «О Пограничных войсках Украины» от 04 ноября 1991 года № 1779 – XII. – К., 1996
7. Закон Украины «О Государственной границе Украины» от 04 ноября 1991 года № 1777– XII. – К., 1996 http://rossiane.narod.ru/gran12.htm
8. Закон Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» от 22 июня 2000 года, - К., 2000г. http://rossiane.narod.ru/mvd00.htm
9. Приказ Администрации Государственной пограничной службы Украины «Об утверждении и введении в действие Инструкции о работе с общественными формированиями по охране общественного порядка и охраны границы» от 22 октября 2003 года № 188. – К., 2003
10. Субботин В. Участие общественных формирований и организаций в охране государственной границе/ Пограничник Украины.-22 января 2005. - №1. – С.3
11. Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке привлечения граждан Кыргызской Республики к охране государственной границы Кыргызской Республики» от 22 мая 2003 года №293
12. Вестник границы России // Информационно-аналитический и методический журнал ФСБ России № 4, 2009 – 80 с.

Резюме

Қазақстан Республикасының Мемлекеттік шекара күзетіндегі жергілікті тұрғындарын тарту туралы мақалада Қазақстан Республикасы ҰҚК Шекара қызметіне өзекті және мәнді сұрақ қарастырылады. Тап осы бағыттың үлкен тарихи тәжірибесі бар, бірақ теориялық негізі жоқ. Елдің қауіпсіздігін қамтамасыз ету кепілі болып жергілікті тұрғындарымен шекарашылардың қатынасын дәстүрілі жаңарту.

Summary

In this article the matter of local population drawing to the guarding of the State border of the states of near and far countries is considered. This matter is actual and important at this moment. This problem has a rich historical experience and is still developing and perfecting. It is clear that without active participation of citizens in border guarding it is impossible to reach the security of individuals, society and state in the border space and in the country in the whole.

                                                                                                                                Поступила 10.06.2009 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий