http://s-yu.ru/articles/2010/4/4972.htmlАктуальные проблемы правоприменительной практики специализированных подразделений дознания пограничных органов ФСБ России |
Сахно Д.А.,
|
старший лейтенант,
адъюнкт отделения подготовки научно-педагогических кадров Хабаровского пограничного института ФСБ России
В настоящее время главной целью единой государственной пограничной политики Российской Федерации является обеспечение национальных интересов и безопасности страны на государственной границе и в ее пограничном пространстве.
Борьба с преступностью уголовно-процессуальными средствами является одной из важнейших задач, которую решает любое государство в процессе своего функционирования. Необходимость усиления этой борьбы, повышение оперативности и эффективности расследования уголовных дел требуют напряжения всех сил, имеющихся в распоряжении пограничных органов дознания, которые призваны осуществлять процессуальное сопровождение правоприменительной деятельности пограничных органов ФСБ России по обеспечению пограничной безопасности1.
Как справедливо отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, «…выработка и последовательная реализация государственной пограничной политики направлена на обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны, упрочнение российской государственности».2
Кроме того, «…вся система пограничных органов нуждается в реформировании в соответствии с требованиями, предъявляемыми временем, новыми парадигмальными изменениями, происходящими в общественной жизни, формировании новых взглядов на систему охраны Государственной границы России»3.
Для решения данной задачи, «…в соответствии со складывающейся обстановкой, общими принципами и интересами, имеющимися угрозами и в пограничной сфере, реализуется комплекс мероприятий по организации защиты Государственной границы Российской Федерации, совершенствованию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти приграничных субъектов Российской Федерации, наделенных в соответствии с федеральным законодательством полномочиями в этой сфере»4
«Свою специфическую функцию в данных процессах выполняют пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – по граничные органы ФСБ России), важнейшим направлением деятельности которых является надежное обеспечение национальной безопасности посредствам защиты и охраны Государственной границы России5, а также борьба с трансграничной преступностью»6.
В этой связи специализированные подразделения пограничных органов ФСБ России, в пределах своей компетенции, осуществляют уголовно-процессуальную деятельность (дознание), которая регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ).
В настоящее время в соответствии с УПК РФ пограничные органы ФСБ России в пределах своей компетенции производят дознание по преступлениям против порядка управления, экологическим преступлениям и преступлениям в сфере экономической деятельности, а именно:
Однако, на наш взгляд, остается ряд вопросов, регламентированных УПК РФ не в полной мере, что негативно сказывается на уровне режима законности и правопорядка на государственной границе и, как следствие, повышении роста трансграничной преступности.
Так, по данным отдела Следственного управления ФСБ России, координирующего деятельность подразделений дознания пограничных органов ФСБ России в Дальневосточном федеральном округе (далее – ДФО), на территории ДФО продолжает фиксироваться тенденция к росту преступлений, подследственных подразделениям дознания пограничных органов, которыми в 2008 г. зарегистрировано 357 преступлений (для сравнения в 2005 г. – 326; в 2006 г. – 230; в 2007 г. – 280). Более трети из них остаются нераскрытыми. К концу 2009 г. ожидается прирост на 100–150 преступлений (прил. 1).
На фоне общего роста преступности отмечается повышение доли организованных ее форм, роста трансграничных (транснациональных) преступных сообществ, а также учащение случаев использования высокотехнологичного оборудования и поддельных документов.
Очевидно, что существующие сегодня угрозы национальным интересам и государственной безопасности России в пограничной сфере прежде всего оказывают негативное влияние на общественно-политическую обстановку в стране, тормозят ход социально-экономических преобразований, развитие и укрепление международных связей России с сопредельными государствами. В последние годы активизируются попытки зарубежных спецслужб и экстремистских организаций использовать территорию сопредельных с Российской Федерацией государств для ведения разведывательно-подрывной деятельности.
Транснациональными преступными группировками предпринимаются активные попытки создания на отдельных участках государственной границы устойчивых каналов контрабанды и наркотрафика7.
Серьезную угрозу безопасности Российской Федерации в ДФО представляет незаконная миграция.
Угрозой экономической безопасности России является расхищение ее природных богатств и невосполнимых ресурсов, а также противоправная деятельность трансграничных преступных группировок, занятых в сферах незаконного перемещения через государственную границу товаров и грузов.
Значительный ущерб экономике страны в ДФО наносится незаконным промыслом водных биологических ресурсов и их нерегулируемым вывозом за пределы страны.
Подобного рода неутешительная статистика свидетельствует о насущной потребности в модернизации как уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, так и ведомственных нормативных правовых актов ФСБ России, регулирующих правоприменительную деятельность подразделений дознания пограничных органов ФСБ России по раскрытию и расследованию преступлений.
В этих целях, на наш взгляд, необходимо на федеральном законодательном уровне решить ряд следующих вопросов.
1. Расширить компетенцию органов дознания пограничных органов ФСБ России по уголовным делам, относящимся к их компетенции (прекратить практику передачи в другие правоохранительные органы материалов уголовных дел, возбужденных дознавателями пограничных органов с признаками альтернативной подследственности).
2. Ввиду объективных процессов, происходящих в обществе, а также в целях обеспечения на должном уровне задач пограничной безопасности автором предлагается законодательно расширить компетенцию органов дознания пограничных органов ФСБ России: разрешить органам дознания пограничных органов ФСБ России производство дознания по делам о всех преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации. Проведенный нами анализ позволяет прогнозировать дальнейшее расширение подследственности органов дознания пограничников (прил. 2).
3. Анализ действующего законодательства и практики его применения позволил сделать вывод о том, что определение перечня органов дознания посредствам ссылки на Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» недопустим ввиду прямого запрета уголовно-процессуальным законом осуществления дознавателем оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве. Вместо этого автором предлагается внести в УПК РФ исчерпывающий перечень органов дознания без бланкетной ссылки на нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
4. Анализ уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, а также практики правоприменения его норм дознавателями Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу позволил автору сформулировать предложения по внесению изменений и дополнений в действующий УПК РФ. В целях повышения эффективности производства дознания считаем необходимым:
5. Анализ деятельности специализированных подразделений дознания РПУ ФСБ России по ДФО и акцент заказчика данного исследования8 на освещение наиболее актуальных вопросов, связанных с проблемами уголовно-процессуальной деятельности данных подразделений, стимулировали нас на разработку ряда предложений по внесению изменений и дополнений в ведомственные нормативные правовые акты в части, касающейся производства дознания специализированными подразделениями пограничных органов ФСБ России, а именно:
В этой связи необходимо разработать и внедрить в учебный процесс вузов пограничных органов ФСБ России квалификационные требования к специализации «Уголовно-процессуальная и административно-процессуальная деятельности пограничных органов ФСБ России». В соответствии с данной специализацией разработать учебные и тематические планы для организации учебного процесса с целью подготовки квалифицированных специалистов для процессуальных подразделений пограничников. В настоящее время подобная подготовка осуществляется в Академии пограничной службы ФСБ России9 с офицерским составом в рамках курсовой переподготовки1, что, на наш взгляд, в условиях экономического (финансового) кризиса является не вполне экономически оправданным. Более того, отрыв дознавателей даже на 2–3 месяца учебы от их непосредственной процессуальной деятельности вызывает перегруженность оставшихся в отделе (отделении, группе) дознавателей, что негативно влияет на ход расследования.
Решение данных вопросов, по нашему мнению, позволит органам дознания пограничников наиболее оперативно осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также эффективно решать задачи по борьбе с трансграничной преступностью в Дальневосточном федеральном округе.
1 Елизаров М.А. О характере современной правоприменительной деятельности пограничных органов дознания // Дознание в пограничных органах ФСБ России: становление, современное состояние и перспективы развития: Материалы межвед. науч.-практ. конф. – М.: МПИ ФСБ России, 2008. – С. 33.
2 Медведев Д.А. К вопросу о единой пограничной политике России: Доклад Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 20 апреля 2009 г. // Российская газета. – 2009. – № 365. – С. 5. 3 Проничев В.Е. Вопросы обеспечения правового регулирования деятельности пограничной службы федеральной службы безопасности и ее стратегического развития // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2006. – № 2. – С. 35. 4 Князев Н.Ф. Современное состояние и основные направления деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по формированию системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере // Особенности интересов России в пограничной сфере Дальнего Востока и пути формирования их обеспечения: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции 25 апреля 2009 г. – Хабаровск: Хабаровский пограничный институт ФСБ России, 2009. – С. 3. 5 Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 17. – Ст. 594. – Ст. 3. 6 Путов В.В. Формирование современной системы защиты и охраны государственной границы, экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах Дальневосточного федерального округа // Особенности интересов России в пограничной сфере Дальнего Востока и пути формирования их обеспечения: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции 25 апреля 2009 г. – Хабаровск: Хабаровский пограничный институт ФСБ России, 2009. – С. 7. 7 Шульгин И.В. Об уголовно-процессуальной политике в сфере защиты и охраны государственной границы и основных направлениях повышения эффективности правоприменительной деятельности пограничных органов дознания // Дознание в пограничных органах ФСБ России: становление, современное состояние и перспективы развития: Материалы межвед. науч.-практ. конф. – М.: МПИ ФСБ России, 2008. – С. 4–5. 8 Заказчиком данного исследования является Региональное пограничное управление ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу. 9 Подробнее по данному вопросу см.: Винниченко А.Г. Некоторые особенности подготовки кадров для подразделений процессуальной деятельности пограничных органов // Дознание в пограничных органах ФСБ России: становление, современное состояние и перспективы развития: Материалы межвед. науч.-практ. конф. – М.: МПИ ФСБ России, 2008. – С. 23–25. |
Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайтеwww.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/subscribe/ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий