пятница, 20 апреля 2012 г.

Основной инструмент в сфере обустройства государственной границы


О реализации ФЦП «Государственная граница Российской Федерации», как

 основного инструмента в сфере обустройства государственной границы. Текущие 

проблемы и пути их решения

Выступление руководителя Росграницы Дмитрия Безделова на расширенном заседании коллегии Росграницы, состоявшемся в доме Правительства Российской Федерации 2 сентября 2011 года.
Одним из инструментов реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в части обеспечения национальной безопасности в пограничной сфере и реализации государственной политики по повышению национальной конкурентоспособности является ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)» и разрабатываемая в настоящее время ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)».
ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)» формировалась на основе реализуемого с 2003 года Комплексного плана усиления охраны и обустройства государственной границы Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации на период до 2007 года.
В 2005 году было принято решение о преобразовании Плана в федеральную целевую программу и привлечении к реализации программных мероприятий еще 6 федеральных органов.
С 2003 года по сентябрь 2008 года государственным заказчиком-координатором являлась ФСБ России. С 29 сентября 2008 года эту функцию выполняет Росграница.
Первоначальный объем ресурсного обеспечения Программы на строительство специальных объектов составлял 54,0 млрд.рублей при планируемом вводе в эксплуатацию 1965 объектов, в том числе:
  • Минобороны России- 6 объектов на 0,4 млрд.рублей
  • ФСБ России - 1659 объектов на 24,0 млрд.рублей
  • ФТС России - 257 объектов, на 22,8 млрд.рублей, в том числе 35 пунктов пропуска
  • Росморречфлот - 22 пункта пропуска на 2,5 млрд.рублей
  • Росжелдор - 21 пункт пропуска на 4,2 млрд.рублей
При формировании Программы отсутствовали разработанные проекты по объектам, что не позволило оценить реальную стоимость строительства.
Произошедшее с 2005 года по 2010 год значительное удорожание строительных материалов, транспортных расходов, средств охраны государственной границы, а также принятие новых  технических требований к оснащению пунктов пропуска привели к существенному увеличению стоимости программных мероприятий.
Так, предусмотренные Программой стоимость проектно-изыскательских работ и стоимость строительства объектов значительно отличались от фактических. Фактическая стоимость ПИР превысила запланированную в 1,5 - 2 раза. Фактическая стоимость строительства превысила запланированную в 2 - 4 раза. По железнодорожным пунктам пропуска стоимость строительства превышала запланированную в 6-8 раз, а в некоторых случаях превышение было более чем в 15 раз.
Данные обстоятельства предопределили необходимость пересмотра перечня объектов, планируемых к строительству в 2006-2011 годах в сторону уменьшения их количества.
Отдельные госзаказчики решали вопросы развития ведомственной инфраструктуры за счет Программы. Например, строили ремонтные депо, служебные помещения не связанные с обустройством границы, ведомственное жилье и пр.
В результате всех утвержденных корректировок с начала реализации Программы по 2011 год ресурсное обеспечение строительства специальных объектов увеличено до 104,97 млрд.рублей.
 

Итогом выполнения Программы станет завершение строительства 606 объектов, в том числе:
  • Минобороны России 2 объекта (вместо 6);
  • ФСБ России 394 объекта (вместо 1695);
  • ФТС России 186 объектов (из них только 27 пунктов пропуска);
  • Росморречфлот 7 пунктов пропуска (вместо 22);
  • Росжелдор 3 пункта пропуска (вместо 21);
  • Росграница 14 пунктов пропуска.
То есть, при увеличении ресурсного обеспечения Программы в 2 раза по сравнению с первоначальным, количество объектов сократилось в 3 раза.
С целью обеспечения эффективного взаимодействия государственных заказчиков ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)» Росграницей, как государственным заказчиком-координатором Программы, организована работа Координационного совета по реализации ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)».
Росгранице, как государственному заказчику, в 2009 году поручено обустройство пунктов пропуска, задействованных в подготовке и проведении таких значимых международный мероприятий как Олимпиада-2014 в г. Сочи и саммит АТЭС-2012 в г.Владивостоке, а также обустройство железнодорожных пунктов пропуска.
Все программные мероприятия Росграницы обеспечены финансированием в полном объеме – 9,5 млрд.рублей, в том числе 2009 год – 2,7 млрд.рублей, 2010 год – 0,6 млрд.рублей, 2011 год – 6,2 млрд.рублей.
Несмотря на финансовую обеспеченность, ряд объективных причин осложняет выполнение задач, поставленных перед  Росграницей.
Строительство пунктов пропуска ведётся Росграницей по проектной документации, разработанной другими государственными заказчиками (ФТС России, Росморречфлотом, Росжелдором) без учета типовых требований государственных контрольных органов к обустройству пунктов пропуска, вступивших в силу в 2008 году.
Это влечет за собой необходимость пересогласования ее с государственными контрольными органами.
Длительные сроки согласования проектной документации государственными контрольными органами являются также серьезным сдерживающим фактором.
По принятым от ФТС России и Росжелдора объектам отсутствовали оформленные в установленном порядке землеотводы.
Длительные сроки оформления земельных участков (1 год и более) не позволяют своевременно направлять разработанную проектно-сметную документацию на рассмотрение в ФГУ «Главгосэкспертиза России».
По двум олимпийским объектам – «Зал официальных лиц и делегаций, VIP-зал, терминал деловой авиации в аэропорту Сочи» и «Центр круизных пассажирских перевозок в морском порту г.Сочи» – Росграница выполняет только техническое оснащение пунктов пропуска. Строительство самих объектов транспортной инфраструктуры ведут другие государственные заказчики или инвесторы.
Отсутствие строительной готовности взаимосвязанных объектов делает невозможным освоение выделенных Росгранице финансовых средств на техническое оснащение в текущем году.
На совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина 30 августа 2011 г. принято решение об увеличении сроков реализации разрабатываемой федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2017 годы)» с 6 до 9 лет (2012-2020 годы) и определен общий предельный объем ее финансирования 134 млрд. рублей.
В настоящее время Росграница совместно с госзаказчиками начало доработку проекта концепции федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)».
Росграница при формировании мероприятий Концепции руководствовалась необходимостью обеспечения внешнеэкономической деятельности, синхронизации обустройства пунктов пропуска с обустройством транспортной инфраструктуры и пунктами пропуска сопредельных государств.
Учитывались стратегические документы развития страны, поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решения Совета Безопасности Российской Федерации и правительственных комиссий, решения Комиссии Таможенного союза, прогноз развития внешнеторговых товарных потоков через государственную границу Российской Федерации на период до 2020 года.
Кроме этого необходимо было обеспечить преемственность программных мероприятий, использование наработок предыдущей программы, в частности уже подготовленной проектно-сметной документации, чтобы не допустить неэффективного расходования государственных ресурсов.
Была выстроена система приоритетов, в соответствии с которой предполагается:
  • создание новой пограничной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации, Камчатском крае, на российско-казахстанском участке границы;
  • создание современных технических средств охраны государственной границы и их установка на наиболее сложных (необорудованных) участках государственной границы;
  • увеличение пропускной способности пунктов пропуска рекомендованных к обустройству по итогам прогнозирования развития системы пунктов пропуска на период до 2020 года, пунктов пропуска, расположенных в створах международных транспортных коридоров, международных узловых аэропортах, морских портах обеспечивающих экспорт;
  • обустройство на украинском участке границы автомобильных пунктов пропуска в целях синхронизации работы с сопредельными пунктами пропуска;
  • обустройство пунктов пропуска на российско-азербайджанском участке границы, в том числе перенос ближе к линии границы железнодорожного пункта пропуска Дербент;
  • техническое перевооружение пунктов пропуска на российско-казахстанском участке границы в интересах пограничных органов, в том числе в целях обнаружения незаконного ввоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Финансовые ограничения накладывают на Росграницу и госзаказчиков серьезные обязательства по правильному выстраиванию приоритетов и эффективному решению имеющихся проблем. Нужно четко понимать, что при данном объеме средств, решение целого ряда задач в сфере обустройства государственной границы будет перенесено на период после 2020 года.
Мы понимаем, что перед нами стоят огромные задачи, и мы не сможем решить их все в рамках разрабатываемой Программы. Поэтому нам уже сейчас необходимо чётко спрогнозировать развитие ситуации в будущем, чтобы сформировать современную пограничную инфраструктуру, обеспечивающую с одной стороны – открытость и удобство пересечения для законопослушных граждан и бизнеса, а с другой – способствующую борьбе с терроризмом, с трансграничной преступностью, контрабандой, наркотрафиком, незаконной миграцией, расхищением биоресурсов.

Дата публикации: 
 
Птн, 02/09/2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий