пятница, 20 апреля 2012 г.

Проблема Границ В СНГ

http://alkj.ru/index2.php-quest-Itemid-eq-28-and-id-eq-2771-and-option-eq-com_content-and-page-eq-0-and-pop-eq-1-and-task-eq-view

Проблема Границ В СНГПечать
Годы существования СНГ засвидетельствовали, что при наличии хорошей воли и признания жизненно важных интересов партнеров достичь взаимопонимания в решении спорных вопросов, какими сложными бы они не были, не составляет проблемы. К таким проблемам принадлежат и вопрос урегулирования границ между странами-участницами СНГ. Границы - неотъемлемый признак любого государства. Они являются обязательным элементом, который способствует формированию государственно территориального организму. Без четко определенных и хорошо защищенных границ государство не может обеспечить свое суверенное право на организацию собственной социально-экономической системы. »
Годы существования СНГ засвидетельствовали, что при наличии хорошей воли и признания жизненно важных интересов партнеров достичь взаимопонимания в решении спорных вопросов, какими сложными бы они не были, не составляет проблемы. К таким проблемам принадлежат и вопрос урегулирования границ между странами-участницами СНГ. Границы - неотъемлемый признак любого государства. Они являются обязательным элементом, который способствует формированию государственно территориального организму. Без четко определенных и хорошо защищенных границ государство не может обеспечить свое суверенное право на организацию собственной социально-экономической системы. »
Украина начала делать выводы из уроков истории. Достаточно отметить, что у 20-80-х годов XX ст. произвольное перекраивание границ происходило почти 100 раз. Для Украины ситуация была оригинальной, ведь протяжность неурегулированных границ на душу населения здесь преобладала общемировые показатели.
В Минском соглашении относительно образования СНГ было закрепленное положение о взаимном признании и уважении территориальной целостности стран-участниц Содружества, неприкосновенности их границ. В заявлении Верховной Рады Украины 20 декабря в 1991 г. по поводу Соглашения о Содружестве независимых государств отмечалось: "Кордон между Украиной - с одной стороны, и Россией и Беларусью - из другого, является государственной границей Украины, которая является неприкосновенной. Линия его прохождения определена Договором между Украиной и Россией в 1990 г., остается неизменной независимо от того, есть ли Украина стороной Соглашения, ни" ли;.
Однако русская сторона, в частности глава МИД Есть. Примаков, выразил тезис о том, что границы государств, которые образовались после распада СССР, не фиксируются и не гарантируются Хельсинскими договоренностями. Этот тезис нельзя было понимать иначе, как закладывание идеологической подпочвы к будущим территориальным переделам на постсоветском пространстве, нового перекраивания границ. Именно такую оценку дали главы ряда делегаций во время Лиссабонского саммита ОБСЕ.
При таких условиях назревшая необходимость предоставления государственной границе Украины правового статуса. В правовом смысле граница Украины не была оформлена не только с Россией, но и с Беларусью и Молдовой, хотя эти страны и не выдвигали территориальные претензии. Хорошие перспективы в правовом оформлении границ, казалось, открывал Меморандум о сотрудничестве в охране государственных границ республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписанный главами государств в Москве 15 апреля в 1994 г. Общее заявление подтверждало готовность продолжить работу из договорно-правового оформления своих государственных границ.
Но такую готовность обнаружили лишь Беларусь и Украина, которые создали общую делимитационно демаркационную комиссию, которая уже завершила необходимые делимитационные работы. У 1997 г. был подписанный Договор о государственной границе между Украиной и Республикой Беларусь. Заключенная в ноябре в 1994 г. Соглашение между правительствами Украины и Молдовы о сотрудничестве по пограничным вопросам дало возможность положить начало делимитации украинско-молдовского государственной границы. На ноября в 1996 г. Украина с этими государствами уже имела наработанные 40 договорных документов из пограничных вопросов. В Кишиневе 21-22 мая в 1998 г. состоялось совместное заседание украинско-молдовской комиссии по делимитации государственной границы, было согласовано 98,2% или 1180,4 км общей границы.
Сложнее решался вопрос о. делимитацию украинско-русского границе. Украина не соглашалась на предложении россиян "щодо внутреннего и внешнего кордонив", и трижды в 1992 г. МИД Украины посылало в МИД Российской Федерации ноты с проектом Соглашения о делимитации украинско-русского границе, а также предложению, относительно начала его правового оформления. Русская сторона от всех этих предложений уклонялась. Летом в 1992 г. русский министр А.Козирев предупредил, что целостность украинской территории не может быть неопровержимым фактом.
Русский парламент 9 июля в 1993 г. принял Постановление "Про статус города Севастополя", в которой отмечалось, что город должен находиться в русском подчинении, поскольку при передаче Крымской области в 1954 г. из состава России в состав Украины Указ Президиума Верховной Рады РСФСР в 1948 г. о непосредственном подчинении Севастополя Русской республике не признано таким, который потерял действие.
Это решение было однозначно оценено как агрессивный политический акт, который противореччит нормам международного права, направлен на нарушение границ и территориальной целостности Украины. Позицию Украины поддержало мировое сообщество, прежде всего Совет безопасности ООН. Она признала такой шаг несовместимым с взаимными обязательствами РФ и Украины о нерушимости границ, такой, который противореччит целям и принципам Устава ООН, а следовательно не имеет юридической силы.
Однако, невзирая на решение Совета безопасности ООН, русская сторона продолжала акцентировать на проблемах Крыма. Государственная Дума РФ 23 октября в 1996 г. приняла решение "Про приостановка распределения Черноморского флоту", что содержало статью, которая была прямым вмешательством во внутренние дела Украины. В апреле в 1997 г. Совет Федерации РФ обратился к Президенту Бы. Ельцина с предложением рассмотреть вопрос об общем владении Россией и Украиной м. Севастополем. Справедливо отметил Есть. Гайдар, выступая в программе "Зеркало" московского телевидения: "Якщо вы выдвигаете претензию к соседнему государству, то неминуемо подталкиваете это государство до того, чтобы она вас рассматривала как потенциального противника, исходя из этого строила свою военную доктрину, свою систему союзов. Слишком дорогая цена испорченных отношений между Россией и Украиной за возможное начало президентской кампании".
Спекуляции вокруг Севастополя являются не только вмешательством во внутренние дела Украины, но и противореччат решением Будапештского Меморандума от 5 декабря в 1994 г., где Россия вместе с США, Великобританией, КНР и Францией, является гарантом территориальной целостности и неприкосновенности границ Украины.
Еще в мае в 1995 г. МИД Украины послало в МИД РФ ноту с проектом Соглашения о правовом оформлении государственной границы. Лишь в августе в 1996 г. министр ЗС РФ Е. Примаков согласился на это, но дело двигалось медленно. Позиция России была понятной, ведь согласно "Стратегічним курсом России с державами-уча-сницями Снд" необходимо было придерживаться того, что "національним интересам России и общим интересам государств СНГ отвечает надежная охрана по периметру СНГ, которая должна осуществляться совместными усилиями... следует стремиться к созданию единственной охраны их кордонив".
Россия предложила странам-участницам СНГ заключить Концепцию и Договор о сотрудничестве в охране границ дер-жав-учасниць СНГ с государствами, которые не входят в Содружество. Настоящие документы подписали Армения, Беларусь, Грузия, Россия, Киргизия и Таджикистан. Вместе с Украиной их не подписали Азербайджан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан.
Украина и в дальнейшем отстаивает механизм двусторонних соглашений. Относительно границ, то они должны быть унифицированы: не могут в независимых государствах существовать внешние и внутренние границы, они равноценны и требуют усиленной охраны. Достаточно напомнить, что на так называемой внутренней границе Украины лишь за 1991 -1996 гг. были задержаны 73 тыс. нарушителей границы, десятки тысяч единиц оружия, тона наркотического вещества и тому подобное.
В конце января в 1996 г. в Сочи состоялась встреча делегаций пограничных ведомств Украины и РФ, которые возглавляли председатель Госкомграницы - командующий Пограничными войсками Украины В. Банных и директор Федеральной пограничной службы России А. Николаев. По итогам встречи были подписаны протоколы об общем пограничном и таможенном контроле между Украиной и Российской Федерацией.
Длина украинско-русского границе - 2484 км. На середину в 1996 г. здесь функционировало 60 пунктов пропуска, из них железнодорожных - 15, автомобильных - 44 и одна паромна переправа. Планировалось после надлежащего обустройства открыть еще семь автомобильных и два железнодорожных пункта пропуска. На лето в 1998 г. обе стороны договорились об оформлении правового статуса акватории Азовского моря и Керчинской пролива и завершения делимитации государственной границы на 1999 г. На января в 2002 г. Украина полностью делимитувала сухопутная граница с Россией.
В начале 2003 г. президенты России и Украины подписали договор о сухопутной границе. Проблема морской границы виришувулась с огромными трудностями. В Керчи 24 декабря в 2003 г. после непрочного, четко спланированного "конфлікту" вокруг о. Тузли, Л.Кучма и В.Путин подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керчинской пролива и признания Азовского моря как внутренних вод обеих стран. Третьего марта в 2004 г. парламенты России и Украины вступили в ратификационный процесс относительно общих границ.
Проблема делимитации границы, хотя и является скрупулезной, но сравнительно недорогой. Демаркация границы требует значительных средств. Да, на обустройство 1 км тратится 40 тыс. долларов. Украине нужно для демаркации 183 млн долларов. Это, безусловно, немалые средства, которые предопределяют большую демагогию внутри страны относительно целесообразности этих мероприятий. Но "прозорість кордонив" приводит к еще большим убыткам для украинской экономики и идет речь не о создании "залізної зависи", а наведение элементарного порядка на государственных рубежах страны.

http://alkj.ru/index2.php-quest-Itemid-eq-28-and-id-eq-2771-and-option-eq-com_content-and-page-eq-0-and-pop-eq-1-and-task-eq-view

Комментариев нет:

Отправить комментарий