вторник, 10 апреля 2012 г.

Лимология: Учебное пособие


http://window.edu.ru/library/pdf2txt/558/65558/36935/page3 Контрольные вопросы: 1. Перечислите основные функции границ. В чем они заключаются? 2. Какие подходы к классификации границ Вам известны? 3. Объясните разницу между антецедентной и субсеквентной границами. 4. В чем заключается специфика природных, геометрических, астрономических границ? Приведите примеры. 5. Какие типы границ выделяет В.А.Колосов в рамках функционального подхода? 6. Охарактеризуйте шесть типов открытости по Л.Б.Вардомскому. 7. Что подразумевается под «позитивной» типологией границ? http://window.edu.ru/library/pdf2txt/558/65558/36935/page3 4. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ГРАНИЦЫ. ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ И ПОГРАНИЧНЫЕ КОНФЛИКТЫ Вопросы, относящиеся к установлению границ, ее режима и охраны, регламентируются как международным правом, в частности соглашениями сопредельных государств, так и национальным законодательством каждого из них. Решение этих вопросов должно осуществляться на основе соблюдения принципов нерушимости государственных границ, отказа от применения силы или угрозы в отношениях между государствами. Государственная граница на суше — линия, отделяющая территорию одного государства от другого. Такие линии определяются этими сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности. Речные и озерные границы устанавливаются, так же как и сухопутные, по договоренностям. По судоходным рекам граница обычно проводится по середине главного фарватера или по линии наибольших глубин (тальвегу). На несудоходных реках и ручьях границы проводятся либо по середине реки, либо по середине ее главного рукава. Так как речные границы подвержены изменениям, в договорах иногда такие ситуации обговаривают (договоры СССР с Венгрией, Польшей, Румынией и Финляндией), либо устанавливают границу, независимо ни от каких будущих изменений. На пограничных озерах и водоемах границу устанавливают прямыми линиями, соединяющими выходы государственной границы к берегам водоема. 21 Морская граница устанавливается либо внутренним актом государства с соблюдением международных норм, либо по соглашению с приграничным/противолежащим государством по внешнему пределу территориальных вод. Ширина территориальных вод колеблется от 3 до 12 морских миль (у России - 12 морских миль). Исключениями из данного правила являются: а) международные проливы (Балтийские проливы, соединяющие Балтийское море с Атлантическим океаном, Гибралтарский, соединяющий Средиземное море с атлантическим океаном, Ла-Манш и Па-де-Кале, соединяющие Северное море и Атлантический океан, Магелланов пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны); б) международные каналы (Суэцкий, Панамский — нейтральные, а также Кильский и Коринфский); в) архипелажные воды - воды внутри архипелагов, однако их нельзя квалифицировать как внутренние, так как в них установлен режим мирного прохода иностранных морских и воздушных судов (по коридорам шириной до 50 морских миль). В настоящее время в мире более 30 государств- архипелагов (Индонезия, Филиппины, Фиджи и др.); г) международные реки - это реки, пересекающие территории двух и более государств, например Дунай, Рейн, Конго, Нигер, Сенегал, Амазонка с притоками, система рек Ла-Платы и др. Международные реки могут быть судоходными и несудоходными, некоторые из них являются пограничными. Правовой режим международных рек регулируется международными договорами между заинтересованными странами (с учетом интересов других государств). К основным принципам международно-правового режима международных рек относятся следующие: 1) каждое прибрежное государство сохраняет суверенитет над частью реки в пределах своей территории; 2) вопросы использования реки регулируются ко взаимной выгоде соглашениями прибрежных государств; 3) использование реки не должно наносить ущерба прибрежным и сопредельным государствам и окружающей среде; 4) решение вопроса о свободе судоходства судов всех стран относится к компетенции прибрежных государств. В современных условиях правила судоходства иностранных судов по международным рекам устанавливаются в каждом отдельном случае соглашением прибрежных государств. Контроль за соблюдением таких 22 соглашений возлагается на создаваемые речные комиссии из представителей прибрежных государств. Наиболее типичные черты правового режима международных рек содержатся в Конвенции о режиме судоходства на Дунае, подписанной придунайскими государствами (с участием СССР) в 1948 г. Установленный Конвенцией режим распространяется на судоходную часть Дуная от Ульма до Черного моря. Судоходство на Дунае провозглашено свободным и открытым для торговых судов всех стран на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий. Всем судам предоставляется возможность пользования судовыми и береговыми средствами связи для навигационных целей. Плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских стран запрещено. Плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между придунайскими странами. Воздушная граница — воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через линии сухопутной и водной границ. Высотный предел до сих пор международным правом не определен, он составляет по разным мнениям 100–110 километров (хотя максимальная высота полета современных воздушных судов составляет около 35 км). Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками: пограничными столбами, пирамидами, курганами, створными знаками. Речная, озерная и морская границы могут быть обозначены буями и вехами, однако морская граница обычно никак не обозначается (лишь наносится в виде линии на карте). Не обозначается какими-либо знаками и воздушная граница. Согласно Закону РФ «О Государственной границе Российской Федерации» государственая граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону. В процессе установления государственной границы обычно различают несколько последовательных этапов: размещение (allocation), делимитацию и демаркацию. Эти операции являются практически идентичными для межгосударственных и межрегиональных границ. Размещение означает изначальный политический раздел территории между двумя государствами. Делимитация (от лат. delimitatio — установление границ) включает в себя составление подробного описания прохождения линии границы (через 23 какие реки, на каком расстоянии от населенных пунктов, в каком направлении и т. д.) и нанесение линии на карту. В ходе делимитации стороны согласовывают основные принципы определения и описания государственной границы: учет взаимных интересов, уважение территориальной целостности, взаимопонимание и взаимоуступчивость, соответствие международным нормам, а также историческим, юридическим и географическим документам. По завершению переговоров подписывается Соглашение (Договор) о прохождении границы между государствами с приложением составленных карт. Как правило, эти договоры являются бессрочными. На этом процесс юридического оформления государственной границы завершен и стороны приступают к демаркации. Демаркация — создание границы в ландшафте, т.е. обозначение прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде — при помощи поплавков, буев. Работы по демаркации осуществляются смешанной комиссией из представителей граничащих государств. По итогам работ стороны подписывают протокол с подробным описанием линии прохождения границы, с картами и протоколами о каждом установленном знаке. Эти документы также являются приложениями к пограничному договору. Редемаркация (повторная демаркация границы) обычно проводится в тех случаях, когда на границе происходят существенные изменения, полностью или частично разрушаются пограничные знаки в результате стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и т.п. В ходе редемаркации возможны небольшие изменения прохождения границы по взаимному соглашению сопредельных государств (такие изменения были произведены, например, на границе нашей страны с Норвегией на отдельных участках в 1963 и 1967 годах). От государственных границ стоит отличать демаркационные линии. Они появляются в результате военного конфликта и последовавшего за ним перемирия. В прошлом веке такие линии появились, разделяя на два государства Корею в 1949 году и Вьетнам в 1954 году. Линия перемирия была проведена также в Индокитае и в Палестине. Ни одна из сторон не рассматривает эту линию в качестве государственной границы. Обычно линия разделяет вооруженные силы сторон конфликта. Вдоль нее устанавливаются демилитаризованные зоны. Некоторые ученые (например, Р.Ф. Туровский) выделяют четвертую стадию создания границы – управление границей. Режим государственной границы включает в себя вопросы содержания границы, пересечения людьми и транспортными средствами, 24 перемещения через границу товаров и животных, ведения на границе хозяйственной и промысловой деятельности, разрешение инцидентов и т. д. Режим государственной границы устанавливается внутренним законодательством. Важнейшими элементами режима сухопутной границы являются ее содержание и пересечение. В интересах надлежащего содержания государственной границы Пограничным войскам отводится земельная полоса, проходящая вдоль государственной границы (пограничная полоса), устанавливается порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудуются пограничные просеки. Для осуществления контроля, связанного с пересечением государственной границы РФ, в пунктах пропуска создаются контрольно- пропускные пункты Пограничных войск, таможенные учреждения и органы санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами, перемещение товаров и иных грузов осуществляются через пункты пропуска, устанавливаемые международными договорами России или решением Правительства РФ. Пропуск лиц через государственную границу осуществляется Пограничными войсками по действительным документам на право въезда и выезда. Порядок пропуска грузов, транспортных средств регулируется национальным законодательством и международными соглашениями. Вопросы содержания государственной границы обычно решаются в соглашениях сопредельных государств по пограничным вопросам. Соглашения предусматривают наряду с односторонними осмотрами пограничных знаков и просек и совместные осмотры, срок проведения которых определяется сторонами по договоренности. Соседние государства могут заключать между собой соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска выдаются в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной территории, в случаях владения недвижимостью, для свиданий с родственниками, посещений мест захоронений, исполнений религиозных обрядов ит.д. В отличие от режима государственной границы пограничный режим (режим пограничной зоны, территориального моря и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе) служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы. В пограничную зону включается полоса местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы Российской Федерации на суше, морского 25 побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах. Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима государственной границы, своевременного и оперативного урегулирования пограничных инцидентов соглашениями о режиме государственной границы предусматривается назначение пограничных представителей. Большинство современных государств владеют территориями на основании их приобретения или освоения в прошлом, иногда достаточно далеком. В эпоху географических открытий государства объявляли своими земли по праву первоначального открытия. Имели место оккупация, завоевание. Оккупация при этом могла быть законной, если земля до тех пор была ничейной (terra nullius). История пограничных конфликтов так же стара, как история границ. Различные государства могли претендовать на одну и ту же территорию, полагая, что открыли ее первой, тем более что юридическое закрепление границ началось не сразу. Разногласия возникают и в наши дни, особенно, если спорная земля представляет интерес с экономической точки зрения: обладает богатыми недрами земли или шельфа, выходом к морю. Часто территориальные разногласия не переходят в стадию конфликта или длятся веками в скрытом состоянии. В отношениях между государствами различают пограничные инциденты, территориальные разногласия и территориальные споры. Если объект (территория земли, участок границы) и предмет (применяемые правовые нормы) спора не совпадают, то подразумевается территориальное разногласие, а не спор. Частый случай территориального разногласия — вопрос о демаркации границ. Наличие спора подразумевает его признание сторонами. Простого заявления недостаточно для доказательства наличия спора. Споры могут вестись по поводу принадлежности территории и по вопросу прохождения линии границы. Не сложившаяся атмосфера границы может послужить поводом для конфликтов в будущем. В процессе разрешения споров могут использоваться аргументы приобретательской давности, эффективности владения (под этим подразумевается непрерывное и ненасильственное осуществление территориального верховенства хотя бы де-факто). Обращается внимание на поведение спорящих сторон - длительное молчание может быть воспринято как согласие второй стороны. При разрешении споров применяется доктрина интертемпорального права (согласно ей, споры должны разрешаться в соответствии с нормами права, существовавшего на момент возникновения правоотношения). 26 Под пограничными инцидентами понимаются происшествия на границе, возникшие в результате незаконных действий жителей приграничныx районов, военнослужащих, властей той или иной стороны, выражающихся в различных нарушениях режима границы или каких-либо соглашений по пограничным вопросам. Пограничными инцидентами считаются обстрел через границу, незаконный переход границы, перемещение и повреждение пограничных знаков, перегон домашних животных через границу, нарушение границы воздушными судами, плавучими средствами, фотографирование пограничной территории другой стороны, общение через границу не уполномоченных на это лиц. Причины возникновения пограничных инцидентов различны: •этнические. В качестве примера можно привести вооруженную агрессию Сомали против Эфиопии летом 1977 года. Сомали предъявил территориальные претензии на пустыню Огаден, являвшуюся частью территории Эфиопии и насаленную этническими сомалийцами; •религиозные. Приграничные конфликты Саудовской Аравии и Ирака в 1941 году. Большинство населения Саудовской Аравии составляют сунниты, а Ирака — шииты; •экономические. В качестве примеров можно назвать спор между Ираком и Ираном по вопросу использования пограничного водного пути Шатт-эль-Араб, который стал поводом для восьмилетней войны (1980–1988). Еще одна причина — желание контролировать богатейшие нефтеносные районы иранской провинции Хузистан, где сосредоточено около 90 процентов всех иранских нефтяных запасов. Именно на Хузистан был направлен главный удар иракской армии в сентябре 1980 года; Пограничные инциденты могут выступать своего рода предвестником войны (в данном случае уместно упомянуть конфликты на границе Юга и Севера США непосредственно перед началом Гражданской войны, в штатах Миссури и Канзас), возникать после политического разделения территорий по линии фронта. Например, Южная и Северная Корея в 60–70-е годы прошлого века постоянно нарушали воздушное и водное пространство друг друга. В течение 15 лет военные силы обеих стран сбивали самолеты и топили суда, нарушавшие воздушные и морские пространства государств. Последние столкновения были зафиксированы уже в начале 2000-х годов; Иногда пограничные инциденты являются наследием колониального периода. В частности, после освобождения от владычества Испании ее бывшие колонии в Латинской Америке столкнулись с территориальными разногласиями. Такие же споры велись и на территории Африки. Фолклендские или, как их называют в Аргентине, Мальвинские острова являются объектом спора между Великобританией и Аргентиной, . 27 истоки которого идут из колониальной эпохи. В 1982 году территориальный спор привел к вооруженному конфликту. Штат Джамму и Кашмир, несмотря на явную принадлежность к мусульманскому миру, после ухода английских колонизаторов был оставлен Индии. Этот же спор можно отнести по классификации и к религиозным, и к экономическим — в штате расположены источники воды, необходимой обеим странам. Еще один фактор возникновения инцидентов на границе - незавершенность или несовершенство демаркации/делимитации границ и определения статуса территорий, а также разница в трактовках сторонами положений договоров. Чем протяженнее граница, чем больше сопредельных государств, тем больше вероятность появления спорных территорий. Так, например, китайская граница содержит множество спорных участков: большая часть границ с Индией и Таджикистаном; 33-километровый участок границы с КНДР в горах Пэктусан; острова Спратли (Малайзия, Филиппины, Тайвань, Вьетнам и, возможно, Бруней); морская граница с Вьетнамом в заливе Тонкин; Парасельские острова оспариваются Вьетнамом и Тайванем; японские острова Сенкаку; наземный участок границы с Вьетнамом; Тайвань рассматривается как мятежная провинция. Проблема делимитации и демаркации границ остро ощущается большинством государств бывшего СССР. Помимо того что процесс делимитации занимает довольно продолжительное время, а демаркация требует привлечения значительного количества ресурсов, у государств накопилось немало претензий, восходящих к советской эпохе. Российская Федерация и большинство государств бывшего СССР применяют принцип «исторически сложившихся границ» в сочетании с принципом «прозрачности». Зонами наиболее крупных приграничных конфликтов на постсоветском пространстве стали Закавказье и Средняя Азия. Предметами споров стали также морская граница Литвы и Латвии, границы Молдовы и непризнанного Приднестровья. Разрешение конфликтов требует времени, терпения и доброй воли заинтересованных сторон. Для урегулирования инцидентов существует институт пограничных представителей. Пограничные представители применяют согласительные процедуры для урегулирования пограничных инцидентов, то есть не ограничиваются только их расследованием, принимают и другие меры к их уреryлированию. Согласованные решения пограничных представителей, исчерпывающие данный инцидент, являются окончательными и подлежат исполнению. Если 28 пограничные представители не пришли к соглашению, вопрос по данному инциденту передается на решение дипломатическим путем. Функции пограничных представителей можно разделить на три группы: превентивного характера (обеспечение строгого выполнения международных договоров о режиме границы , принятие мер по предупреждению пограничных инцидентов, поддержание постоянных контактов с пограничными представителями сопредельного государства); мирного разрешения пограничных инцидентов (расследование инцидентов, ведение переговоров об их урегулировании, рассмотрение и разрешение претензий о возмещениях причиненного ущерба); контрольного характера (контроль за выполнением решений, принятых по инциденту, за возмещением нанесенного ущерба). В целях выполнения возложенных на них задач пограничные представители вправе пересекать границу для встреч с пограничными представителями сопредельного государства, проводить на своей территории и сопредельного государства встречи с пограничными представителями этих государств, вести переписку с ними, привлекать к расследованию инцидентов специалистов и др. Для успешного осуществления своих функций пограничные представители наделяются необходимыми иммунитетами: неприкосновенностью личности пограничного представителя и членов его аппарата, правом ношения формы одежды и личного оружия, неприкосновенностью служебных бумаг, беспошлинным перемещением через границу транспортных средств и имущества с условием обратного вывоза. Контрольные вопросы: 1. Какие международные реки вам известны? Перечислите основные принципы правового режима международных рек. 2. Дайте определение сухопутной, водной и воздушной границе государства. 3. Каким образом происходит установление государственной границы? 4. Объясните разницу между режимом государственной границы и пограничным режимом. 5. Раскройте специфику терминов «территориальное разногласие», «территориальный спор», «пограничный инцидент». 29 6. В чем состоят функции пограничных представителей? Какими иммунитетами наделены пограничные представители для осуществления этих функций? 5. МОРФОЛОГИЯ РОССИЙСКИХ ГРАНИЦ А. Общие сведения о российских границах Российская Федерация является самым обширным по площади государством мира и самым большим по количеству населения государством СНГ. Протяженность Государственной границы Российской Федерации составляет 61089,56 км. В настоящее время Россия граничит на суше и на море с 16 государствами. Большинство субъектов Российской Федерации являются пограничными, а более 13 тыс. километров российской государственной границы являются новыми. В основном это границы с бывшими советскими республиками, большая часть которых ныне входит в состав СНГ. Интересно, что общая длина границ бывшего СССР и РФ практически одинаковая и составляет 62 тыс. и 61 тыс. км соответственно. Российская Федерация не имеет территориальных претензий ни к одному из соседних государств и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ со всеми сопредельными государствами на основе уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ. В международно-правовом отношении полностью оформлена граница с Финляндией, Польшей, Монголией и КНДР. Не оформлена граница с Эстонией, Латвией, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном и Японией. Не завершена работа по международно-правовому оформлению границы с Норвегией (по морю), Литвой, Украиной, Китаем и США. Сухопутные границы. На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых — бывшие союзные республики. Длина сухопутной границы с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра — граница, проходящая по рекам и озерам), с Финляндией — 1271,8 километра (180,1 километра), с Польшей (граница с Калининградской областью) — 204,1 километра (0,8 километра), с Монголией — 3 485 километров, с Китаем — 4 209,3 километра, с КНДР — 17 километров по рекам и озерам, с Эстонией — 324,8 километра (235,3 километра), с Латвией — 270,5 километра (133,3 километра), с Литвой (граница с Калининградской областью) — 266 километров (236,1 километра), 30 http://window.edu.ru/library/pdf2txt/558/65558/36935/page3

Комментариев нет:

Отправить комментарий