вторник, 10 апреля 2012 г.

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ


Шахворостов Виталий Викторович






УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
(1922 – 1941 гг.)




Специальность 07.00.02 – Отечественная история




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук










Хабаровск – 2011
Работа выполнена на кафедре Истории Отечества, органов безопасности и зарубежных пограничных органов Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности России.





Научный руководитель:
доктор исторических наук, профессор
Ципкин Юрий Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор
Шабельникова Наталья Алексеевна

кандидат исторических наук, доцент
Сидоренко Олег Владимирович

Ведущая организация:
Благовещенский государственный
педагогический университет





Защита состоится 31 марта 2011 г. в ___ на заседании диссертационного совета Д 212.056.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Дальневосточном федеральном университете по адресу: 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 56-а, ауд. 426.


С диссертацией можно ознакомиться в Институте научной информации – фундаментальной библиотеке ДВФУ по адресу: 690600, г. Владивосток, ул. Алеутская, 65-б.


Объявление о защите и текст автореферата размещены на официальном сайте ДВФУ по адресу: http://uml.wl.dvgu.ru/catv.php?id=73


Автореферат разослан « 1 » марта 2011 г.



Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат исторических наук, доцент                                                М.Б. Сердюк
Актуальность темы исследования. Изменение общественно-политического устройства российского общества потребовало поиска более эффективных и менее затратных способов охраны государственных рубежей и методов борьбы с трансграничной организованной преступностью. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации среди угроз в пограничной сфере выделяет активизацию трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции[1].
Правительством России принимаются активные меры по обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства. Пограничная служба вошла в состав органов Федеральной службы безопасности России. Предусмотрен поэтапный переход от войсковой охраны границы к ее охране преимущественно оперативными силами, средствами и методами[2]. Реализация и защита национальных интересов России в пограничной сфере возлагается и на граждан, являющихся одним из основных субъектов пограничной политики Российской Федерации[3].
В этой связи очевидна необходимость усиления работы с населением. Речь идет о казачестве, добровольных народных дружинах, молодежных, юношеских и детских образовательных, общественных и спортивных учреждениях, клубах и организациях приграничных районов, что особенно актуально для Дальневосточного региона России. Большинство районов, входящих в состав Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Еврейской автономной областей в Дальневосточном Федеральном округе, непосредственно примыкают к государственной границе и являются приграничными.
Современные организационные формы и методы привлечения местного населения к реализации пограничной политики государства базируются главным образом на основе опыта охраны границы, сформированного в советский период. Дальнейшее развитие сотрудничества пограничных органов с населением предполагает тщательное изучение деятельности советских органов власти по привлечению населения к участию в охране государственных рубежей. В истории нашего государства был период, когда помощь местного населения компетентным органам, осуществлявшим охрану границы, особенно на дальневосточном ее участке, имела особую значимость. С 1922 г. по июнь 1941 г. в Советской России и СССР происходили модернизационные процессы в условиях нарастания военной угрозы. При огромной протяженности государственной границы деятельность пограничных органов без помощи местного населения не могла быть эффективной.
Именно поэтому опыт Советского государства по привлечению местного населения к охране дальневосточных рубежей востребован в современных условиях. Его обобщение также актуально и для профессиональной подготовки кадрового состава государственных структур, обеспечивающих пограничную безопасность Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Историографию проблемы можно условно разделить на два периода. Первый период (советский) охватывает 1922-1991 гг. Второй период (постсоветский) – начинается с 1991 г. и продолжается до настоящего времени.
В целом для первого периода характерен партийно-классовый анализ исследуемой проблемы. В то же время в его рамках можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга как глубиной разработки темы, так и степенью использования источниковой базы. На протяжении первого этапа (1922 – середина   1950-х гг.) большинству публикаций присущ комплиментарный подход с восхвалением руководства РКП (б) – ВКП (б) – КПСС. Этап также отличался узостью источниковой базы. Следующий этап в рамках первого периода историографии (середина 1950-х – 1991 гг.) наступил после ХХ съезда КПСС и характеризовался отходом от догм «Краткого курса истории ВКП (б)», повышением научного интереса к проблемам охраны границы и расширением источниковой базы.
Первые сведения о неравнозначном отношении местного населения к охране границы, контрабанде на Дальнем Востоке СССР появились в самом общем виде в работах Н.Б. Архипова, В.Е. Глуздовского, С.Ф. Суховий[4]. В 1930-х гг. литература непосредственно по теме исследования ограничивалась выпуском брошюр, статей в печати, которые большей частью касались патриотического воспитания трудящихся, нежели конкретной деятельности населения в деле помощи пограничным органам в охране государственных рубежей[5]. С 1940 до первой половины 1950-х гг. также отсутствовали работы, соответствующие теме исследования. Исторические публикации о деятельности пограничных органов на Дальнем Востоке СССР не выпускались, за редкими исключениями[6]. Участие населения в охране границы показывалось только в виде отдельных примеров без анализа и обобщений.
Со второй половины 1950-х гг. деятельность государственных органов по организации и укреплению охраны границы стала являться предметом научного анализа. В 50-е – 80-е гг. ХХ в. появились монографии и статьи В.Н. Богданова, Ю.Г. Кисловского, В.А. Матросова, Г.П. Сечкина, А.И. Чугунова и др., посвященные становлению пограничной охраны, в т.ч. и на Дальнем Востоке СССР[7]. Увидели свет работы, посвященные истории пограничных войск, изданные массовым тиражом[8]. Был опубликован ряд трудов публицистического характера, посвященных охране границы и служебно-боевой деятельности пограничных частей и соединений в изучаемый период на Дальнем Востоке СССР, в создании которых принимали участие руководители и ветераны пограничной службы[9]. Следует подчеркнуть, что в указанных работах показывался только положительный опыт в охране границы. Данная же тема в них представлена без раскрытия форм, способов и видов помощи населения пограничникам.
Значимый вклад в историографию проблемы внесен работами исследователя дальневосточных пограничных органов А.М. Пашкова. Однако и в его публикациях тема участия населения в охране границы освещена недостаточно, поскольку она не была предметом самостоятельного научного анализа[10].
Помощь населения армейским подразделениям, которые в первой половине 1920-х гг. также осуществляли охрану границ на Дальнем Востоке СССР, показана в исследованиях Н.П. Сунцова, З.Ш. Янгузова, посвященных истории Дальневосточного военного округа[11]. Вместе с тем и в этих работах авторы не ставили своей целью подробное исследование вклада населения в дело охраны границы.
Некоторые вопросы данной темы прослеживались и в трудах В.С. Флерова, Н.А. Шиндялова, в которых освещались социалистическая модернизация региона и деятельность органов власти, направленная в т.ч. и на укрепление дальневосточных границ[12]. Помощь дальневосточников в деле борьбы с бандитизмом, контрабандой в 1920-х гг. показана в исследованиях деятельности органов милиции и частей особого назначения[13]. Проблемы организации красноармейского колхозного строительства в приграничных районах Дальнего Востока СССР отражены в работах А.М. Билима, П.Х. Чаусова[14]. Н.И. Дубинина исследовала роль женщин в социалистическом строительстве на советском Дальнем Востоке[15].
Начало постсоветскому периоду в отечественной историографии проблемы положил отход от марксистско-ленинской идеологии. Изменение политического строя в нашей стране и распад СССР привели к переустройству границ и созданию собственной Пограничной службы России. Для этого периода характерно переосмысление исторического прошлого страны и пограничных войск, появление публикаций, освещающих малоисследованные ранее вопросы. Доступ к части ранее закрытых фондов центральных, региональных и ведомственных архивов позволил существенно расширить источниковую базу исследований.
Вместе с тем и этот период не был отмечен специальными исследованиями участия населения в охране границы на Дальнем Востоке СССР в 1922-1941 гг. Данная тема фрагментарно просматривается в некоторых защищенных в последнее время диссертациях, посвященных охране дальневосточных границ[16]. Особое внимание привлекает диссертация Е.М. Терентьева, в которой один из разделов посвящен деятельности органов власти по привлечению населения к охране границы[17]. Однако хронологические рамки исследования ограничены 1924-1928 гг. В работе большее внимание уделено среднеазиатскому и западному участкам границы.
Современную историографию проблемы обогатили монографии А.Н. Брижика, В.И. Вагина, Н.И. Макарова, В.Ф. Нэха, В.А. Романова, В.В. Терещенко[18]. С учетом новых исторических реалий на основе более ранних исследований авторскими коллективами ученых-историков был подготовлен ряд изданий, продолживших изучение истории деятельности государственных органов по охране границ в рассматриваемый период[19]. Публикацией юбилейных сборников было продолжено изучение проблем становления и деятельности дальневосточных частей и соединений пограничных войск[20]. В указанных работах данная тема также не получила конкретного анализа, помощь населения пограничникам освещалась лишь в самом общем виде.
Исследователи истории отечественных органов государственной безопасности в своих работах коснулись и частных вопросов помощи населения пограничникам, поскольку борьба с контрабандой, политическим бандитизмом, шпионажем на Дальнем Востоке СССР находилась в ведении органов безопасности и являлась приоритетной среди прочих решаемых государством задач. Наибольшего внимания заслуживают монографии А.М. Буякова, А.Ю. Епихина, А.А. Здановича, О.Б. Мозохина, А.М. Плеханова[21].
А.П. Деревянко в издании, посвященном 60-летию Хасанских событий, показал роль дальневосточников в разгроме японских агрессоров и патриотизм народа, проявленный в дни боев у оз. Хасан[22]. В работах Ю.Г. Кисловского, В.Ф. Печерицы, П.П. Худякова и др.  рассмотрены вопросы, отражающие отношение населения к контрабанде потребительских товаров, характер участия в ней ряда граждан, а также деятельность властей по привлечению жителей приграничных районов к борьбе с контрабандистами[23].
Деятельности органов милиции в рассматриваемый период посвящены работы В.А. Номоконова, П.П. Худякова, Н.А. Шабельниковой[24]. Проблемы борьбы жителей приграничных районов с хунхузничеством отражены в трудах О.В. Залесской, Д.В. Ершова, Г.А. Сухачевой[25]. В.Н. Фомин исследовал деятельность ЧОН в 1918-1925 гг. на советском Дальнем Востоке[26]. В работах указанных авторов также показана деятельность населения по борьбе с бандитизмом, контрабандой, но лишь в самом общем виде и в рамках помощи органам милиции.
А.В. Кузин и В.М. Песков детально рассмотрели вопросы укрепления обороноспособности региона, что было особенно актуально в 1930-х гг. в условиях нарастающей военной опасности со стороны Японии[27]. Дополнили историографию проблемы исследования, характеризующие внутриполитическую ситуацию на советском Дальнем Востоке в период коллективизации[28].
Таким образом, анализ исторической литературы, касающейся деятельности государственных органов по организации и усилению охраны дальневосточных рубежей, показал, что специального исследования по проблеме привлечения населения Дальнего Востока СССР к охране границы в 1922-1941 гг. до настоящего времени не проводилось. Актуальность и слабая освещенность проблемы обусловили к ней научный интерес и необходимость дальнейшей ее разработки.
Цель работы состоит в исследовании опыта Советского государства по привлечению местного населения к охране дальневосточного участка государственной границы в период с 1922 по июнь 1941 гг.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
- рассмотреть состояние и проблемы охраны дальневосточного участка государственной границы СССР в исследуемый период;
- показать актуальность помощи населения приграничных районов в решении этих проблем;
- проанализировать деятельность государственных органов по мобилизации местного населения на оказание помощи пограничникам в деле охраны дальневосточных рубежей;
- проанализировать развитие нормативно-правовой базы, регламентировавшей привлечение местного населения к охране государственной границы;
- исследовать формы, методы и способы участия местного населения в реализации пограничной политики Советского государства на дальневосточном участке государственной границы.
Объект исследования – политика Советского государства по обеспечению охраны государственной границы в период с 1922 по июнь 1941 гг.
Предметом исследования является помощь местного населения государственным органам власти в деле охраны государственной границы на Дальнем Востоке СССР в период с 1922 по июнь 1941 гг.
Хронологическими рамками исследования является период с 15 ноября 1922 г., т.е. с момента ликвидации Дальневосточной республики и вхождения Дальнего Востока в состав Советского государства, по 22 июня 1941 г., т.е. до начала Великой Отечественной войны.
Территориальные рамки исследования охватывают территории современных субъектов Дальневосточного Федерального округа, непосредственно примыкающих к границам России с Китаем и КНДР и являющихся неотъемлемой частью пограничного пространства Российской Федерации. Это Хабаровский и Приморский края, Амурская область и Еврейская автономная область. В рассматриваемый период указанные территории были унаследованы после ликвидации Дальневосточной республики и входили в состав Дальневосточной области (25 июля 1923 г. – 4 января 1926 г.), Дальневосточного края (4 января 1926 г. – 20 октября 1938 г.), Хабаровского и Приморского краев (20 октября 1938 г. – 22 июня 1941 г.).
Кроме того, к территориальным рамкам исследования относится и территория современного Забайкальского края Сибирского Федерального округа до ее передачи из Дальневосточного края в Восточно-Сибирский край в 1930 г.
Методологическая основа исследования базируется на современной концепции отечественной историографии, предусматривающей теоретико-методологический плюрализм в качестве исходного принципа исторического анализа[29]. Были использованы как цивилизационный и формационный (в его современном представлении), так и системный подходы.
Формационный подход был использован в ходе анализа военно-политической и социально-экономической составляющих в развитии региона. Обострение военно-политической обстановки на советском Дальнем Востоке рассматривалось партийными и государственными органами страны как усиление классовой борьбы в СССР и на международной арене.
Цивилизационный подход позволил рассмотреть природно-географические условия Дальнего Востока СССР, этнический состав населения, как приграничных районов, так и нарушителей границы, а также геополитические планы СССР и Японии на Дальнем Востоке.
Рассмотреть проблему исследования с одной стороны как единую систему, имеющую в своем составе ряд подчиненных и взаимосвязанных структурных элементов, и как подсистему в общем комплексе мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дальневосточных рубежей, позволил системный подход.
Основными научными принципами диссертационного исследования являются принципы историзма и объективности. Принцип объективности предоставил возможность осуществить сбор полной информации по данной проблеме из различных источников и провести ее всесторонний комплексный анализ для преодоления односторонности в оценке исторических процессов. Принцип историзма потребовал изучения событий в контексте конкретной исторической обстановки, что позволило, опираясь на реальные факты, проанализировать процесс участия местного населения в охране границы с учетом существовавшей государственной политики и закономерностей, определивших государственное развитие в рассматриваемый период.
Наряду с использованием общенаучных методов в работе были учтены и специальные методы исторического исследования. Проблемно-хронологический метод позволил сконцентрировать внимание на расчленении темы исследования на ряд самостоятельных проблем и рассмотреть их в хронологической последовательности. Сравнительно-исторический метод помог в выявлении общих и особенных тенденций в развитии сотрудничества пограничных органов и местного населения приграничных районов в целом в стране и в отдельно взятом Дальневосточном регионе. В ходе исследования были использованы также такие методы, как статистический, классификации, актуализации и др.
В целом, применение указанных подходов, принципов и методов к исследованию проблемы позволило максимально реализовать цель диссертации.
Источниковая база исследования представлена сборниками опубликованных документальных материалов, периодической печатью и неопубликованными архивными документами.
К первой группе относятся опубликованные документальные материалы. В нее вошли сборники основных законов, постановлений и распоряжений центральных органов Советской власти[30]. Значительную часть документов составляют постановления и распоряжения дальневосточных органов власти в рассматриваемый период[31]. Некоторые сведения автором были получены из материалов съездов ВКП (б), местных партийных совещаний и конференций[32]. Большую ценность представляют сборники опубликованных в разное время документов о деятельности советских пограничных органов, которые были составлены на основе ранее опубликованных данных и, что важно, материалов из фондов Центрального архива пограничных войск КГБ СССР[33].
Ко второй группе относятся материалы периодической печати. Важный документальный материал автор почерпнул в журналах «Вестник границы России», «Пограничник» и т.д. Пресса исследуемого периода, использованная в диссертации, представлена центральными и региональными газетами: «Амурская правда», «Известия», «Красное знамя», «Правда», «Тихоокеанская звезда», «Тихоокеанский моряк», «Тревога» и др.
Третья группа источников включает архивные документы. В исследовании использованы ранее неопубликованные документы и материалы трех федеральных, четырех региональных и двух ведомственных архивов (всего 63 фонда). Это - Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный военный архив (РГВА), Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ), Государственный архив Амурской области (ГААО), Государственный архив Приморского края (ГАПК), Государственный архив Хабаровского края (ГАХК), Центральный пограничный архив ФСБ РФ (ЦПА ФСБ РФ) и Документальный фонд Центрального пограничного музея ФСБ РФ (ДФ ЦПМ ФСБ РФ).
В ГАРФ автором были исследованы фонды Народного комиссариата Рабоче-Крестьянской инспекции СССР (фонд Р-374), НКВД (фонды Р-393, Р-9401) и Центрального совета Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству (Осоавиахим) СССР (фонд Р-8355). В фондах РГАСПИ автор почерпнул материалы, освещающие работу Центрального Комитета КПСС (фонд 17) и Дальневосточного бюро (Дальбюро) ЦК РКП (б) (фонд 372) по выработке практических мероприятий по борьбе с бандитизмом и контрабандой на Дальнем Востоке страны, а также по работе с населением приграничных районов. Фонды РГВА позволили автору более детально исследовать роль частей особого назначения (ЧОН) СССР (фонд 58) и армейских подразделений (фонды 186, 33879, 35083) в деле формирования правопорядка на государственной границе в рассматриваемый период. Фонды 37344, 38704 и 40856 были переданы в РГВА из ЦПА ФСБ РФ и содержат сведения о деятельности дальневосточных пограничных округов, соединений и частей.
Значительный объем материалов, касающихся темы исследования, был выявлен автором в региональных архивах. На их основе автор исследовал непосредственное участие местных органов власти, населения приграничных районов в деле охраны границы, борьбе с внешним бандитизмом и контрабандой, мероприятиях по укреплению обороноспособности региона. В ГАХК проанализирована деятельность Дальневосточного революционного комитета (Дальревком) (фонд Р-58), Дальневосточного краевого исполкома (Далькрайисполком) и Хабаровского краевого исполкома Совета народных депутатов (фонд Р-137). В ГАПК внимание автора привлекли документы Приморского областного исполкома (Примоблисполком) (фонд Р-25) и Приморского губернского исполкома (Примгубисполком) (фонд Р-1119), в ГААО – Амурского губернского исполкома (Р-481). Автору существенно помогло изучение материалов фондов окружных (уездных), районных (волостных), городских и сельских органов власти (15 фондов).
Были исследованы документы и материалы местных партийных органов, органов государственной безопасности, пограничных подразделений, милиции, таможенных учреждений и средств массовой информации. Их анализ позволил автору осветить социальную политику властей в отношении дальневосточников и, самое главное, выявить проблемы взаимоотношений пограничных подразделений и населения приграничных районов.
Важными для написания работы явились фонды регионального архива РГИА ДВ (Р-1931, Р-2413 и Р-2422). Они существенно дополнили материалы, изъятые из фондов местных архивов, о деятельности Дальревкома, Далькрайисполкома и местных волостных исполкомов, направленной на укрепление границ с опорой на поддержку преданной советской власти части населения приграничных районов.
Особую ценность для исследования представляют материалы, полученные из фондов ведомственных ЦПА ФСБ РФ и ЦПМ ФСБ РФ, многие из которых ранее являлись недоступными для исследователей и вводятся в научный оборот впервые. В ЦПА ФСБ РФ автором были исследованы документы Главного управления пограничных войск НКВД СССР (фонд 14), Управления Дальневосточного пограничного округа (фонд 220), Управлений Даурского, Благовещенского, Гродековского, Уссурийского и Хасанского пограничных отрядов (фонды 160, 163, 222, 225, 231). Большое количество исторического материала сосредоточено в Документальном фонде ЦПМ ФСБ РФ. Извлеченные из ведомственных архивов документы позволили воссоздать систему привлечения населения к проблемам охраны границы в рассматриваемый период, проанализировать статистические данные, характеризующие помощь населения пограничникам.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первым комплексным исследованием деятельности государственных органов по привлечению местного населения к охране государственной границы и оказанию всесторонней помощи пограничным подразделениям в период с 1922 по июнь 1941 гг. на Дальнем Востоке СССР.
Выявлены и введены в научный оборот новые документы и материалы из недавно рассекреченных фондов ЦПА ФСБ РФ, ранее недоступные историкам, характеризующие особенности работы с местным населением приграничных районов компетентных органов, осуществлявших охрану границы, применительно к дальневосточному ее участку, где в 1922–1941 гг. произошло наибольшее количество военных провокаций с сопредельной стороны.
Показана роль органов власти на местах в формировании правопорядка в районах, непосредственно примыкающих к государственной границе. Проанализировано развитие взаимоотношений пограничников с местным населением. Исследована трансформация организационных форм, способов и методов привлечения населения к охране границы в зависимости от изменения военно-политической ситуации в регионе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Население приграничных районов было неотъемлемым участником охраны государственной границы, как в СССР, так и на его Дальнем Востоке.
2. Привлечение населения к охране государственной границы являлось одним из основных направлений политики ВКП (б), Советского государства, пограничных органов, их местных организаций и подразделений по обеспечению пограничной безопасности в стране и на советском Дальнем Востоке.
3. Участие местного населения в охране государственной границы осуществлялось в различных формах: бригад содействия пограничникам, групп самообороны (самоохраны, самозащиты), а также путем создания агентуры в приграничных районах.
4. Эффективность участия населения в охране государственной границы основывалась на чувстве патриотизма жителей приграничья и обеспечивалась мерами морального и материального их поощрения.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание позволяет учитывать исторический опыт привлечения дальневосточников к охране государственной границы в сложных социально-политических условиях в дальнейшем совершенствовании сотрудничества пограничных органов ФСБ РФ с местным населением в интересах охраны государственной границы. Работа позволит обогатить историографию обеспечения пограничной безопасности советских дальневосточных границ в период с 1922 по июнь 1941 гг.
Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки и проведения курсов и спецкурсов по Отечественной истории, истории Дальнего Востока, истории пограничных органов и органов безопасности.
Апробация работы. Положения диссертации обсуждались на международной научно-практической конференции молодых ученых «Дальний Восток России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона» (октябрь 2009 г.), межрегиональных научно-практических конференциях: VI Гродековские чтения «Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на Дальнем Востоке» (апрель 2009 г.) и «Россия на берегах Тихого океана: прошлое, настоящее, будущее» (сентябрь 2009 г.). По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, в т.ч. в двух изданиях, включенных в Перечень ведущих научных изданий ВАК.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность темы, степень ее изученности, определены цель и задачи исследования, его источниковая база, методологическая основа, научная новизна и практическая значимость диссертации.
В первой главе «Вклад местного населения в организацию охраны дальневосточных рубежей (1922-1931 гг.)» освещаются проблемы становления пограничной охраны на Дальнем Востоке СССР, исследуется помощь дальневосточников органам власти в решении этих проблем.
В первом параграфе «Деятельность государственных органов власти по привлечению дальневосточников к участию в реализации пограничной политики» характеризуется военно-политическая обстановка на советском Дальнем Востоке после окончания Гражданской войны и военной интервенции, анализируется динамика взаимоотношений местного населения с пограничными подразделениями, исследуется деятельность властных структур по привлечению жителей приграничных районов к проблемам охраны дальневосточного участка границы.
После присоединения территории упраздненной Дальневосточной республики к РСФСР в ноябре 1922 г. деятельность властей была направлена на восстановление Советской власти и экономики в регионе, укрепление государственной границы, борьбу с контрабандой, а также уголовным и политическим бандитизмом. Охрана государственной границы возлагалась на полномочное представительство (ПП) ГПУ на Дальнем Востоке. Первые пограничные подразделения были малочисленны и не могли обеспечить полное войсковое прикрытие границы. Именно поэтому помощь населения пограничникам в деле охраны границы становилась все более и более актуальной.
Формирование правосознания граждан, воспитание у них понимания необходимости усиления охраны государственной границы осуществлялись активным проведением властями агитационных и пропагандистских мероприятий, для реализации которых привлекались пограничники. Популярным в рассматриваемый период был лозунг «Границу охраняет весь народ!». Внимание уделялось и правильному построению взаимоотношений властей с населением, особенно с представителями национальных меньшинств. Это способствовало расширению базы социальной поддержки Советской власти и привлечению населения к решению проблем охраны дальневосточных рубежей.
За противоправную деятельность на государственной границе, оказание любого содействия бандитам и контрабандистам была разработана система мер административного и уголовного преследования. Вместе с тем, к практической ее реализации, особенно в сельских и приграничных местностях, в начале  1920-х гг. власти подходили очень осторожно.
Рост населения советского Дальнего Востока, в т.ч. и населения приграничных районов, осуществлялся в основном за счет переселенцев и в некоторый степени за счет демобилизованных красноармейцев. Заселение приграничья уволенными в запас военнослужащими, в т.ч. пограничниками, вовлечение их в колхозное движение формировало положительное отношение крестьянства к Советской власти, охране границ, особенно в условиях частых нападений белогвардейских групп на приграничные деревни.
Особое значение придавалось активному развитию военно-шефских связей и широкому вовлечению в это движение передовых организаций рабочих и колхозников. Оказываемая всесторонняя помощь шефскими организациями являлась ощутимым вкладом населения в дело укрепления дальневосточных рубежей. В начале 1920-х гг. охрана государственной границы наряду с подразделениями ГПУ осуществлялась также частями 5-й Краснознаменной Армии.
В 1920-х гг. осуществлялся поиск организационных форм привлечения населения к активному сотрудничеству с пограничными подразделениями. Вопросы повышения эффективности охраны дальневосточной границы рассматривались на заседаниях центральных и местных органов власти. Проводились ведомственные региональные и всесоюзные совещания, посвященные обобщению передового опыта использования населения в интересах охраны границы. Особое значение придавалось исключению конфликтных ситуаций во взаимоотношениях пограничников с населением.
С целью повышения авторитета погранохраны, войск и органов ОГПУ, местными органами власти был проведен ряд активных мероприятий по улучшению отношений населения с пограничниками. Для условий Дальнего Востока СССР это было наиболее актуально. Во многих отдаленных населенных пунктах подразделения пограничников или красноармейцев являлись единственными представителями Советской власти. С принятием под охрану участков государственной границы, вновь формируемые пограничные комендатуры, заставы с первых дней своей деятельности придавали огромное значение налаживанию взаимоотношений с местным населением. Принимались меры по обеспечению представительства от военнослужащих пограничных подразделений в сельские и волосные Советы.
Итогом проводимых мероприятий явилось появление уже к середине 1920-х гг. из числа сельской бедноты, советского и партийного актива особой социальной группы участников охраны государственной границы, получившей название «база содействия». Помощь населения делу охраны границы нашла свое отражение в основных документах и служебных инструкциях, на основании которых осуществлялась охрана границы пограничными подразделениями. Квинтэссенцией явилось принятие пограничниками к исполнению «Инструкции о порядке привлечения населения пограничной полосы к охране государственной границы СССР», введенной в действие в 1931 г.
Во втором параграфе «Помощь населения Дальнего Востока СССР делу охраны государственной границы» исследуется участие дальневосточников в поддержании правопорядка на государственной границе и в приграничных районах.
Основные усилия властей в охране государственной границы на Дальнем Востоке СССР в 1920-е гг. были сосредоточены на противодействии контрабандной деятельности и защите населения от воздействия внешнего бандитизма. К реализации пограничной политики государства активно привлекались местные органы власти – сельские (поселковые) советы, а также волостные (районные), уездные (окружные) исполнительные комитеты. В обязанности их руководителей вменялась организация борьбы с контрабандой и защита селений от уголовных банд. Опорой местных органов власти в решении указанных проблем являлись созданные в 1923 г. группы содействия Советской власти, институт квартальных (сельских исполнителей), а также местный советский и партийный актив. Анализ источников показал, что местными органами власти при широкой поддержке сельского населения была проделана значительная работа по формированию правопорядка в приграничных районах.
Основной проблемой местных органов власти в борьбе с контрабандой являлось то, что в условиях дефицита товаров часть населения удовлетворяла свои нужды на товары первой необходимости за ее счет и зачастую помогала контрабандистам, не считав контрабанду противоправной деятельностью. Любые запретительные меры в отношении нелегального ввоза товаров широкого потребления с территории Китая крестьянством заведомо не одобрялись. Потребовалась большая разъяснительная работа органов власти, чтобы убедить население, что под видом контрабандистов границу пересекает уголовный контингент.
Проблемы борьбы с контрабандой регулярно обсуждались на заседаниях дальневосточных органов власти, основной акцент делался на привлечение к борьбе с ней местного населения. На местах арсенал методов борьбы с контрабандистами включал в себя: выявление в селениях незнакомых и подозрительных лиц; организацию контроля над теми, кто ранее был уличен в контрабандной деятельности; информационное обеспечение проводимых таможенниками и милицией рейдов по выявлению контрабандистов и непосредственное участие в них и т.п. Архивные источники содержат не единичные сведения об активном содействии местного населения органам власти в деле борьбы с контрабандой, в т.ч. с наиболее губительным ее проявлением - спиртоношеством. Тому способствовал принимаемый центральными и местными властями комплекс мер по организации материального стимулирования лиц, оказывавших любое содействие в задержании контрабанды.
Также население пограничной полосы оказывало активное содействие пограничным органам в выявлении контрабанды на негласной основе. Так, только в 1927-1928 гг. частями пограничной охраны на Дальнем Востоке СССР 80% общего количества задержанной контрабанды было выявлено при содействии осведомителей из числа местного населения.
В ряде приграничных районов, особенно там, где войсковые подразделения отсутствовали, сельские жители были поставлены перед необходимостью самостоятельно принимать меры по охране и защите своих семей и имущества от уголовного элемента, в большинстве случаев совершавшего набеги с сопредельной территории. За основу работы местных органов власти в данном направлении принималось создание в селениях групп самообороны, самоохраны, самозащиты, введение ночной охраны и сельских караулов. Важной задачей, к решению которой власти подходили осторожно, было снабжение населения для самозащиты оружием. Кроме того, местное население активно принимало участие в борьбе с уголовным и политическим бандитизмом по линии ОГПУ, милиции, частей особого назначения и армейских подразделений. Роль местного населения в повышении эффективности противодействия властей и силовых структур бандитизму подчеркивалась в отчетных материалах Дальревкома, Далькрайисполкома и ПП ОГПУ.
Оздоровлению криминогенной обстановки в пограничной полосе способствовало активное включение местных органов власти, при поддержке населения, в проводимые кампании по изъятию у неблагонадежной части населения оружия военных образцов, выселению из приграничных районов лиц, как уличенных в противоправной деятельности, так и содействовавших ей, а также по борьбе с незаконными посевами опийного мака.
Важной и необходимой в рассматриваемый период являлась помощь населения пограничным органам в строительстве и оборудовании городков пограничных застав, а в некоторых случаях и в их обеспечении.
Таким образом, в 1920-х гг. местными органами власти при активном содействии населения был внесен существенный вклад в дело охраны государственной границы и формирования правопорядка в приграничных районах. Снижение уровня уголовного бандитизма и объемов контрабанды на Дальнем Востоке СССР властями осуществлялось при широкой поддержке жителей приграничных районов, а в ряде случаев только их силами.
Во второй главе «Роль дальневосточников в укреплении обороны региона и совершенствовании охраны государственной границы СССР (1932- июнь 1941 гг.)» исследуется дальнейшее развитие организационных форм участия местного населения советского Дальнего Востока в охране государственной границы.
В первом параграфе «Охрана государственной границы на Дальнем Востоке СССР в условиях осложнения военно-политической обстановки» освещаются мероприятия Советского государства по решению комплексных задач, связанных с модернизацией экономики, укреплением РККА, войск и органов государственной безопасности и усилением охраны дальневосточных рубежей. Показано участие в перечисленных мероприятиях дальневосточников.
После конфликта на КВЖД обстановка на Дальнем Востоке СССР продолжала оставаться напряженной. Существенно ее осложнила оккупация Японией Кореи и Северо-Восточного Китая в период с сентября 1931 по март 1932 гг. и создание на оккупированной территории марионеточного государства Маньчжоу-Го. Значительно возросло количество провокационных действий на дальневосточном участке государственной границы. Наиболее крупным вооруженным столкновением японских войск и пограничников был конфликт у озера Хасан в июле-августе 1938 г.
Осуществлялась антисоветская агитация и пропаганда населения пограничной полосы. С маньчжурской стороны на советскую территорию регулярно забрасывалась подрывная литература, листовки и воззвания контрреволюционного характера. Японские разведывательные органы активизировали шпионскую и диверсионную деятельность, направленную против СССР, причем, к осуществлению диверсионных мероприятий японскими властями активно привлекались белоэмигранты и хунхузы.
Осложнения военно-политической обстановки на Дальнем Востоке СССР потребовали от советского руководства принятия неотложных мер по обеспечению безопасности дальневосточных рубежей. Повышение обороноспособности региона являлось одной из приоритетных задач в деятельности как центральных, так и местных властей.
В рассматриваемый период существенно была повышена плотность охраны дальневосточной границы за счет увеличения численности пограничных органов, реорганизации их структуры, улучшения технического оснащения, усиления пограничного режима, установления более тесного взаимодействия с армейскими частями и соединениями.
С целью прикрытия наиболее вероятных направлений диверсионной деятельности противника были реорганизованы существовавшие и созданы новые пограничные части и подразделения. К 1936 г. Краснознаменный Дальневосточный пограничный округ являлся самой крупной группировкой сил и средств, предназначенной для охраны государственной границы СССР. В 1939 г., в связи с проведенным районированием территории Дальнего Востока СССР, округ был разделен на Хабаровский и Приморский. Особое внимание было уделено инженерно-техническому оборудованию границы. Был увеличен численный состав Особой Краснознаменной дальневосточной армии (ОКДВА), начато строительство Тихоокеанского флота. Местное население также вносило свой вклад в укрепление вооруженных сил в регионе, помогая пограничникам и подразделениям ОКДВА тягловой и рабочей силой, автотранспортом. Не менее важным был вклад населения в строительство объектов оборонного значения, в первую очередь автодорог в приграничных районах.
Продолжилось переселение на Дальний Восток СССР из центральных регионов страны крестьянских семейств и объединение их в колхозы. Причем, организация новых колхозов планировалась преимущественно в приграничных территориях – по линии Уссурийской железной дороги в Приханкайской низменности в Приморье и в зоне действия машинотракторных станций в Амурской области. Находившиеся вблизи границы колхозники, как правило, были вооружены и помимо полевых работ выполняли функции дозорных.
Устанавливались льготы для военнослужащих, уволенных из частей    ОКДВА, пограничных подразделений и поселявшихся в ДВК. Немало демобилизованных красноармейцев привлекалось из центральных регионов страны. Было установлено, что в организации приема красноармейских переселенцев принимали активное участие и местные жители. По их инициативе организовывались и проводились воскресники в помощь красноармейскому строительству, производились отчисления из заработка.
В то же время другим направлением социальной политики властей в отношении населения пограничных районов ДВК являлось выселение политически неблагонадежной их части за пределы региона. В первой половине 1930-х гг. основной контингент выселяемых составили лица, осужденные ранее за различные преступления, имевшие судимости в прошлом, а также не имевшие документов. Во второй половине 1930-х гг. основной категорией населения, по мнению властей являвшейся политически неблагонадежной и подлежавшей выселению из ДВК, были признаны корейцы, населявшие преимущественно южные районы Приморья.
Активное участие дальневосточники принимали в деятельности военно-оборонных организаций, осуществлявших военную подготовку населения и допризывной молодежи в приграничной полосе. В их деятельности участвовали и пограничные подразделения. Как пример показана важность санитарно-оборонного резерва в период боевых действий у озера Хасан. В сельских районах члены Осоавиахима принимали активное участие в деле охраны колхозной собственности. Помимо того, население Дальнего Востока страны вносило ощутимый вклад в укрепление обороноспособности государства, приобретая всесоюзные лотереи военно-оборонных организаций.
Во втором параграфе «Организованное содействие жителей приграничных районов пограничникам в обеспечении неприкосновенности дальневосточных рубежей» анализируется деятельность пограничных органов по работе с населением и привлечением его к оказанию помощи в решении служебно-боевых задач. Исследуется эффективность этой деятельности и характеризуется вклад населения в дело обеспечения безопасности дальневосточных рубежей.
Показано, что в 1930-е гг. партийными и советскими органами совместно с командованием пограничных подразделений на Дальнем Востоке СССР была усилена политико-просветительная работа в деревне, направленная на расширение социальной базы поддержки пограничников. Осуществлялись мероприятия по повышению авторитета пограничных органов в глазах населения. Пограничники принимали активное участие в поддержке колхозов и местных органов власти в приграничных районах, организовывали культурно-просветительную работу среди населения.
Как и прежде, на особом контроле властей было выявление и пресечение конфликтных ситуаций между населением и подразделениями, осуществлявшими охрану границы. Анализ источников показал, что такие ситуации существовали и были в основном связаны с нарушениями населением правил пограничного режима.
Привлечение населения к охране государственной границы приняло организованный характер. Работа с создаваемыми в приграничных селениях бригадами содействия пограничной охране была усилена. Их актив, принимаемый на учет, тщательно проверялся на предмет политической благонадежности. Деятельность властей по привлечению населения к охране границы давала свои результаты. Только за 11 месяцев (с декабря 1933 г. по октябрь 1934 г.) дальневосточниками было задержано 9,4% всех нарушителей границы (445 из 4750).
Было установлено, что в рассматриваемый период актив бригад содействия в охране границы преимущественно использовался в периоды усиленной службы (майские и октябрьские торжества, во время Хасанских событий, а также во время поисков нарушителей границы). Причем акцент делался на привлечении к сотрудничеству таких лиц, которые ежедневно могли быть использованы в охране границ без отрыва от производства, как например: почтальоны, ночные сторожа, фонарщики, рыбаки и т.д.
Совершенствованию сотрудничества пограничников с населением способствовало развитие системы контроля над осуществлением служебно-боевой деятельности пограничными подразделениями. Анализ отчетности в масштабах округа позволил своевременно выявить и устранить негативные тенденции в деятельности застав, управлений комендатур и отрядов по привлечению населения к охране границы. Кроме того, в 1939 г. была разработана и введена в действие новая «Инструкция о привлечении местного населения к охране государственной границы СССР», поскольку действовавшая не отвечала изменившейся военно-политической обстановке и условиям охраны границы. Введенная инструкция предоставляла пограничным органам более широкие полномочия в привлечении местного населения к охране государственной границы СССР. Бригады содействия были частично реорганизованы в небольшие по численности группы содействия, для более гибкого управления ими. Предусматривалось вооружение бригад и групп содействия.
В результате актив бригад и групп содействия стал более широко привлекаться к непосредственному несению пограничной службы, причем, во многих случаях, с отрывом от производственной деятельности. В период с 1936 по 1938 гг. на Дальнем Востоке СССР при содействии местного населения было задержано 7,4% общего количества нарушителей границы. В период с 1939 по 1941 гг. только на участке Хабаровского пограничного округа показатель помощи местного населения пограничникам составил уже 8,2%. Установлено также, что среди задержанных населением нарушителей нередко выявлялись лица, переходившие границу по заданиям иностранных спецслужб.
Особенное значение придавалось стимулированию деятельности бригад содействия, в связи с чем предусматривалась система поощрений активистов из числа местного населения. Во второй половине 1930-х гг. в пограничных отрядах были созданы специальные фонды, предназначенные для премирования членов бригад содействия. Выявлено, что отсутствие планомерности и целенаправленности в деятельности пограничных отрядов по организации премирования членов бригад содействия являлось одним из серьезных недостатков в работе по привлечению местного населения к охране границы.
Огромная практическая помощь и моральная поддержка оказывались населением пограничникам и подразделениям Красной Армии в период крупных вооруженных конфликтов на дальневосточном участке государственной границы, а также при отражении нападений крупных закордонных белогвардейских групп и бандитских формирований. Наиболее ярко патриотизм населения был проявлен в дни Хасанских событий в июле-августе 1938 г. Причем, при отражении вооруженных нападений на пограничные заставы во многих случаях активное участие принимали женщины.
Таким образом, организованное содействие местного населения делу охраны государственной границы в рассматриваемый период положительно отразилось на результатах служебной деятельности пограничных органов и заняло достоянное место в системе обеспечения безопасности и соблюдения правопорядка на государственной границе.
Заключение. Состояние охраны дальневосточного участка государственной границы после Гражданской войны и военной интервенции требовало от руководства государства выработки эффективных мер, способных качественно усилить ее охрану с мобилизацией новых ресурсов, обеспечивавших выполнение поставленных задач. Внимание к привлечению к охране государственных границ местного населения уделялось с первых дней существования Советского государства. Вместе с тем, в начале 1920-х гг. это преимущественно касалось мобилизации населения на борьбу с контрабандой.
В рассматриваемый период за основу охраны государственной границы была принята оперативная составляющая, что предусматривало широкое использование потенциала населения пограничной полосы, как на гласной, так и негласной основе. Организация служебно-боевой деятельности с учетом принятых требований пограничными подразделениями на практике уже в 1920-х гг. положительно отразилась на результатах охраны границы. На развитие сотрудничества населения с пограничниками положительно повлияли активно осуществляемая пограничными органами деятельность по материальному стимулированию помощников из числа местного населения, имевшая в своем арсенале широкий спектр поощрений, а также популяризация наиболее ярких примеров такой помощи в центральной и местной прессе.
Помощь населения пограничникам была законодательно закреплена в документах, регламентировавших деятельность государственных органов по охране государственной границы. Усиление военной опасности со стороны сопредельных государств потребовало развития нормативно-правовой базы в части, касавшейся участия населения в охране границы. В принятых инструкциях учитывался накопленный опыт в данном направлении деятельности. Данные вопросы также просматривались в существовавших в то время инструкциях и памятках по организации работы местных органов власти. Особое внимание было уделено правильному построению взаимоотношений населения с властями, особенно с пограничными органами. На Дальнем Востоке СССР в этом направлении была проделана огромная работа по линии полномочного представительства ГПУ-ОГПУ, НКВД.
В рассматриваемый период Советским государством были использованы различные формы привлечения населения к проблемам охраны границы. В  1920-х гг. во многих районах Дальнего Востока СССР местные органы власти при поддержке населения являлись единственными организаторами борьбы с противоправными явлениями на государственной границе. Помощь же непосредственно пограничникам население оказывало, как правило, на негласной основе и по линии хозяйственно-тылового обеспечения.
С 1931 г. мобилизация населения на оказание помощи пограничным органам стала являться одним из направлений государственной политики в сфере обеспечения безопасности государственных границ. В приграничных селениях из числа лиц, преданных Советской власти, создавались бригады содействия пограничной охране. Уже к концу 1930-х гг. в отдельных районах советского Дальнего Востока при помощи местного населения задерживалось до 10 % общего количества нарушителей государственной границы. При этом работа пограничников с жителями пограничной полосы способствовала укреплению не только государственной границы, но и авторитета Советской власти на Дальнем Востоке СССР. Эту деятельность можно оценить также как и обеспечение безопасности социалистической модернизации Дальневосточного региона. В 1930-е гг. в полной мере был реализован лозунг «Границу охраняет весь народ!». Принятые в 1930-х гг. организационные формы участия населения в охране границы с незначительными изменениями успешно функционировали весь период существования СССР.
Таким образом, в рассматриваемый период руководством Советского государства проделана большая работа по привлечению местного населения к проблемам укрепления государственной границы. Жителями приграничных районов Дальнего Востока СССР внесен существенный вклад в дело охраны дальневосточных рубежей, что впоследствии позволило более эффективно обеспечить их неприкосновенность в период Великой Отечественной войны.
В Приложениях содержатся приказы, инструкция, статистические и информационные сведения, относящиеся к деятельности органов безопасности, государственных и партийных органов власти по привлечению населения к охране государственной границы на Дальнем Востоке СССР в рассматриваемый период.

Список опубликованных работ по теме диссертации.

Статьи в периодических журналах перечня ВАК:
1. Шахворостов, В.В. Роль населения Дальнего Востока СССР в обеспечении неприкосновенности государственных рубежей (1930-е гг.) / В.В. Шахворостов // Власть и управление на Востоке России. 2010. № 2. С.90-95. (0, 55 п.л.).
2. Шахворостов, В.В. Борьба органов власти против наркобизнеса на советском Дальнем Востоке в 1920-е годы / В.В. Шахворостов // Вестник Челябинского государственного университета. История. Выпуск 43. 2011. № 1. С. 61-66. (0, 5 п.л.).

Статьи в научных журналах и сборниках:
3. Шахворостов, В.В. Деятельность партийных, советских и пограничных органов Дальнего Востока по привлечению населения к охране государственной границы в 1920-х гг. / В.В. Шахворостов // Шестые Гродековские чтения: Материалы Межрегион. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на Дальнем Востоке». Т.III. Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2009. С. 44-52. (0, 6 п.л.).
4. Шахворостов, В.В. Борьба населения приграничья с бандитизмом на Дальнем Востоке в первой половине 1920-х годов / В.В. Шахворостов // Россия на берегах Тихого океана: прошлое, настоящее, будущее: сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции (8-9 сентября 2009 г.). Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. С. 90-98. (0, 5 п.л.).
5. Шахворостов, В.В. Деятельность органов власти по привлечению населения Дальнего Востока к борьбе с контрабандой (1922-1925 гг.) / В.В. Шахворостов // Дальний Восток России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Материалы международной научно-практической конференции (13-18 октября 2009 г.). Ч. 1. Благовещенск: Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, 2010. С. 125-128. (0, 3 п.л.).
6. Шахворостов, В.В. Шефство как одна из форм взаимной помощи подразделений Красной Армии, пограничников и местного населения в 1920-х годах на Дальнем Востоке / В.В. Шахворостов // Молодой ученый. 2010. № 1-2. С. 51-54. (0, 3 п.л.).
7. Шахворостов, В.В. Роль местного населения в укреплении дальневосточных рубежей (1922-1941 гг.) / В.В. Шахворостов // Альманах современной науки и образования. 2010. № 3. С. 76-79. (0, 5 п.л.).
Виталий Викторович Шахворостов




УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
(1922 – 1941 гг.)


Специальность 07.00.02 – Отечественная история






Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата исторических наук








Подписано в печать _____________. Формат 60×90/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. ___
Тираж 100 экз. Заказ № ____


Хабаровский пограничный институт
Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел.



Отпечатано в специальной типографии РИО ХПИ ФСБ РФ
г. Хабаровск, ул. Большая, 85. Тел. 1-68, 2-65


[1] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 19 мая.
[2] Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М., 2005. С. 16. (Утверждена решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.).
[3] Основы пограничной политики Российской Федерации: Утверждены Указом Президента Российской Федерации 5 октября 1996 г // Российская газета. 1996. 6 ноября.
[4] Суховий С.Ф. Советский Дальний Восток. Чита, 1923; Глуздовский В.Е. Дальневосточный край. Хабаровск–Владивосток, 1927; Архипов Н.Б. Дальневосточный край. М., Л., 1929.
[5] Очерки по истории и организации пограничной охраны. М., 1930; Вся страна на охране границ // Тревога. 1936. 15 февраля; Вместе с Красной Армией весь советский народ // Тихоокеанский моряк. 1938. 29 октября и др.
[6] Боевые традиции Краснознаменных пограничных войск НКВД Хабаровского округа. Хабаровск, 1945; Пограничные войска НКВД: Материалы для бесед. М., 1946 и др.
[7] Богданов В.Н. Создание Дальневосточного округа // Дальний Восток. 1972. №4. С. 123–133; Матросов В.А. Пограничные войска. М., 1977; Чугунов А.И. Борьба на границе 1917 – 1928 гг. М., 1980; Исаев С.А. Мероприятия КПСС по укреплению дальневосточных рубежей в 1931-1941 гг. // Военно-исторический журнал. 1981. № 9. С. 69; Кисловский Ю.Г. На страже рубежей Родины. М., 1981; Чугунов А.И. На страже советских рубежей 1929–1938 гг. М., 1981; Сечкин Г.П. Советские пограничные войска накануне Великой Отечественной войны: (сентябрь 1939 – июнь 1941 гг.) // Вопросы истории СССР. 1982. № 3. С. 36-50; Брижик А.Н. Пограничные войска Советского государства: история и проблемы строительства. 1918-1941 гг. М., 1988.
[8] Боевой путь советских пограничных войск: Краткий исторический очерк. М., 1967; Часовые советских границ: Краткий очерк истории пограничных войск СССР. М., 1983.
[9] Боевой путь Хинганского дважды Краснознаменного пограничного отряда войск КГБ Дальневосточного округа 1921 – 1959 гг. Хабаровск, 1959; Богданов В., Бокань И. Всегда в боевом дозоре: Очерк истории войск Краснознамённого Дальневосточного пограничного округа. Хабаровск, 1980; Катунцев В.И., Петров И.И. На Тихоокеанских рубежах (краткий исторический очерк). Владивосток, 1990 и др.
[10] Пашков А.М. За край родной – Дальневосточный (1920 – 1941). Южно-Сахалинск, 1985. и др.
[11] Янгузов З.Ш. Особая Краснознамённая Дальневосточная армия на страже мира и безопасности СССР (1929-1938 гг.). Благовещенск, 1970; его же. Дальневосточная – опора прочная. Хабаровск, 1979; Сунцов Н.П. Краснознамённый Дальневосточный: История Краснознамённого Дальневосточного военного округа. М., 1985 и др.
[12] Шиндялов Н.А. Первые шаги по пути социализма (1922-1926 гг.). Благовещенск, 1972; Флеров В.С. Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. Т. I. Томск, 1973. и др.
[13] Вайнштейн И.А. Из истории ЧОН Дальнего Востока (1923-1924 гг.) // Вопросы истории Дальнего Востока. Хабаровск, 1974. Вып. 4. С. 109-128; Воробьёв Р.А. Советская милиция Приамурья (1917-1925 гг.). Хабаровск, 1989 и др.
[14] Чаусов П.Х. Роль Красной Армии в колхозном строительстве на Дальнем Востоке в 1927 – 1932 гг.: Автореф. канд. дисс. Иркутск, 1966; Билим А.М. Строительство красноармейских колхозов на Дальнем Востоке и их роль в укреплении союза рабочего класса и крестьянства // Деятельность Коммунистической партии Советского Союза по развитию производительных сил и укреплению обороноспособности Дальнего Востока (1917-1976 гг.). Владивосток, 1976. С. 83-88. и др.
[15] Дубинина Н.И. Ты позови, Дальний Восток! Хетагуровское движение девушек-патриоток. 1937 – 1939 гг. Исторический очерк. Хабаровск, 1976; ее же. Дальневосточницы в борьбе и труде. Исторический очерк. 1917 – 1941. Хабаровск, 1982.
[16] Хитин М.С. Пограничная политика Советского государства на Дальнем Востоке (1917-1925 гг.): Автореф. канд. дисс. Хабаровск, 2006; Ширяев В.А. Опыт Советского государства по подготовке кадров для дальневосточных пограничных органов (1922-июнь 1941 гг.): Автореф. канд. дисс. Комсомольск-на-Амуре, 2007; Гурбан Н.Я. Пограничная охрана Дальнего Востока в контексте государственной безопасности СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе (1922-1941 гг.): Автореф. канд. дисс. Улан-Удэ, 2009.
[17] Терентьев Е.М. Деятельность государственных органов по совершенствованию охраны государственной границы СССР в годы военной реформы 1924-1928 гг.: Автореф. канд. дисс. М., 2008.
[18] Макаров Н.И. Строительство пограничных войск в довоенный период. М., 1991; Вагин В.И. История искусства охраны государственной границы советского государства. М., 2003; Нэх В.Ф. Пограничная политика Советского государства (1917 – 1941гг.). М., 2006; Терещенко В.В. На охране рубежей Отечества. М., 2008; Романов В.А. Становление и развитие наградной системы пограничной службы России. М., 2009.
[19] На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. Т. 3. М., 2000; Испытанные войной. Пограничные войска (1939-1945 гг.). М., 2008; Пограничная служба России: Энциклопедия. Формирование границ. Нормативная база. Структура. Символы. М., 2009 и др.
[20] Смирнов А.Г. Легендарный Гродековский. 80 лет Краснознаменному ордена Кутузова Гродековскому пограничному отряду. 1922-2002. Владивосток, 2002; Краснознамённый Находкинский. 70 лет Краснознамённому Находкинскому пограничному отряду. Владивосток, 2003; Смирнов А.Г. Рожденный на Уссури. К 85-летию Уссурийского Краснознаменного ордена Трудового Красного Знамени пограничного отряда имени В.Р. Менжинского. Владивосток, 2007 и др.
[21] Буяков А.М. Органы государственной безопасности Приморья в лицах: 1923-2003 гг. Очерки. Биографический справочник. Владивосток, 2003; Плеханов А.М. ВЧК-ОГПУ: Отечественные органы государственной безопасности в период новой экономической политики. 1921-1928. М., 2006; Епихин А.Ю., Мозохин О.Б. ВЧК – ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921 – 1928). М., 2007; Зданович А.А. Органы государственной безопасности и Красная Армия: Деятельность органов ВЧК - ОГПУ по обеспечению безопасности РККА (1921-1934). М., 2008.
[22] Деревянко А.П. Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году. Владивосток, 1998.
[23] Кисловский Ю.Г. Контрабанда: История и современность. М., 1996; Худяков П.П. Борьба с контрабандой в Приамурье (1920 – 1926 гг.). Хабаровск, 2000; Печерица В.Ф. Очерки истории дальневосточной таможни. В 2 ч. Ч. 1. 1899-1945 гг. Владивосток, 2002; Попенко А.В. Опыт борьбы с контрабандой на Дальнем Востоке России (1884 – конец 20-х гг.     XX в.). Хабаровск, 2009.
[24] Номоконов В.А. Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Владивосток, 2001; Худяков П.П. Дальневосточная милиция в борьбе с уголовной преступностью в 1920-е годы. Хабаровск, 2002; Шабельникова Н.А. Милиция в борьбе с преступностью на Дальнем Востоке России (1922-1930 гг.). Владивосток, 2002.
[25] Сухачева Г.А. Борьба с хунхузничеством в Маньчжурии в конце XIX – первой трети XX в. // Россия и АТР. 2008. № 4. С. 104-112; Залеская О.В. Китайские мигранты на Дальнем Востоке России (1917-1938 гг.). Владивосток, 2009; Ершов Д.В. Хунхузы: необъявленная война. Этнический бандитизм на Дальнем Востоке. М., 2010.
[26] Фомин В.Н. Части особого назначения (ЧОН) на Дальнем Востоке в 1918-1925 гг. Брянск, 1994.
[27] Песков В.М. Военная политика СССР на Дальнем Востоке в 30-е годы  XX века. Хабаровск, 2000; Кузин А.В. Военное строительство на Дальнем Востоке СССР (1922 – 1941 гг.). Исторический опыт. Благовещенск, 2001.
[28] Лыкова Е.А., Проскурина Л.И. Деревня российского Дальнего Востока в 20 – 30-е годы ХХ века: Коллективизация и ее последствия. Владивосток, 2004; Шестак О.И. Советская социальная политика и её реализация на Дальнем Востоке (1922 — 1941 гг.). Владивосток, 2004; Фомин В.Н., Фомин В.К. Белоповстанческий мятеж на Амуре и его разгром в 1924 г. М., 2005.
[29] Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований // Новая и новейшая история. 1995. № 1. С. 3-5.
[30] Конституция и конституционные акты РСФСР (1918-1937 гг.). М., 1940; Декреты Советской власти. Т. 1-3. М., 1957-1964.
[31] Сборники постановлений Дальневосточного революционного комитета за 1922 г. Чита, 1922; Бюллетени Дальневосточного революционного комитета за 1923, 1924 гг. Чита, 1923-1924; Бюллетени Дальне-Восточного краевого исполнительного комитета за 1926, 1927 гг. Хабаровск, 1926-1927; Сборники постановлений и распоряжений Дальневосточного краевого исполнительного комитета за 1931, 1932, 1933 гг. Хабаровск, 1931-1933 и др.
[32] Материалы областного партийного совещания 15-16 сентября 1924. Хабаровск, 1924; Резолюция и постановления III-й Амурской окружной партийной конференции. Благовещенск, 1928; XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). 20 января-10 февраля 1934 г. Стенографический отчёт. М., 1934; и др.
[33] Из истории советских пограничных войск. 1921 – 1927 гг. Док. и материалы. М., 1963; Пограничные войска СССР. 1939 – июнь 1941 гг.: Сб. док. и материалов. М., 1970; Пограничные войска СССР. 1929 – 1938 гг.: Сб. док. и материалов. М., 1972; Летопись пограничных войск КГБ СССР. Сб. док. М., 1981 и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий