среда, 11 апреля 2012 г.

Морская охрана Госпогранслужбы:


 
Морская охрана Госпогранслужбы:
Начинается масштабное переоснащение
Лого Простое
[info]moryakukrainy
 
Согласно сообщению Госпогранслужбы, в соответствии с Государственной целевой программой «Обустройство и реконструкция государственной границы» и Концепцией развития ГПС Украины, для обновления корабельно-катерного состава Морской охраны до 2020 года планируется построить 6 кораблей «Коралл», 8 катеров «Орлан», 25 других катеров современных проектов. 

Кроме того, с 2015 года для нужд Госпогранслужбы Украины планируется начать строительство многофункционального корабля водоизмещением около 1000 тонн, на борту которого предусмотрено базирование вертолета.
Комментируя эти планы, первый заместитель главы Государственной пограничной службы Украины Павел Шишолин уточнил, что «на сегодняшний день продолжается строительство катера «Орлан», проект которого был разработан для Морской охраны Государственной пограничной службы Украины. Недавно перечислен очередной транш в 12 млн гривен на строительство первого в серии катера». Первый украинский пограничный катер этого проекта, по его словам, будет введен в эксплуатацию ориентировочно в августе 2012 года. По мнению руководства пограничников, катера этих проектов отвечают всем совеременных требованиям и могут быть востребованы и в других ведомствах, - в частности, в МЧС и Минобороны.  
Заметим, что ранее, весной этого года, руководство Госпогранслужбы озвучивало полную сумму, в которую обойдется замена нынешних устаревших плавсредств Моской охраны на современные образцы - миллиард гривен. Тогда тот же первый заместитель председателя Госпогранслужбы Украины Павел Шишолин впервые огласил планы постройки новых пограничных катеров на украинских судостроительных предприятиях, указав: «К 2015 году спустим на воду шесть кораблей типа «Коралл». Водоизмещение у него – до трёхсот тонн, скорость – тридцать узлов, экипаж – до двадцати человек, полная автоматизация управления. Он будет охранять экономзону и территориальное море. Строят его в Николаеве по технологиям голландской верфи. На замену катерам, которые охраняют территориальное море, планируем построить восемь катеров типа «Орлан» водоизмещением до пятидесяти тонн, скорость – до сорока узлов. С учётом инфляции на всё про всё понадобится около миллиарда гривен», – рассказал чиновник. «Современные уровни безопасности требуют серьёзных капиталовложений. Ещё планируем построить корабль водоизмещением до тысячи тонн, который будет не только охранять границу, но и спасать людей и заниматься разведкой – у него будет вертолёт на борту», – добавил представитель Погранслужбы.
…Вопрос обновления морской техники Госпогранслужбы, как известно, стоит давно. На сегодня в состав Морской охраны Государственной пограничной службы Украины входит четыре отряда (Балаклава, Измаил, Керчь, Одесса), а также два дивизиона катеров – в Мариуполе и дивизион спецназначения в Ялте, и группа катеров «Днепр». В их составе на сегодня числится 76 судов (12 кораблей и 64 катера), тогда как еще 10 лет назад их количество было за 100, причем 80% из оставшегося корабельно-катерного состава на сегодняшний день физически и морально устарело.
По официальным данным, пограничники за последние пять лет потратили более 35 миллионов гривен только на то, чтобы поддержать техническое состояние кораблей и их способность выполнять задачи, - судам был продлен срок службы на 5-10 лет. В прошлом году был завершен средний ремонт корабля «Николаев» на общую сумму более 4,5 млн грн, проведена модернизация кораблей «Донбасс» и «Буковина» с установкой современных РЛС, приборов GPS, эхолотов и заменой устаревших бортовых лодок на скоростные с надувными бортами. А также проведен ремонт дизель-генераторов, выполнен доковый ремонт, установлены бортовые лодки с надувными бортами на 3-х катерах «Гриф» Керченского отряда Морской охраны. В целом, был проведен капитальный ремонт и модернизация 9 кораблей, продолжен ресурс 52 кораблей и катеров.
При этом еще 10-15 лет назад оснащение морских подразделений Госпогранслужбы устаревшими катерами советской постройки имело неприятные последствия, - например, более быстроходные турецкие рыболовные шхуны чуствовали себя вполне комфортно, занимаясь браконьерством в украинских территориальных водах. В 2005-2007 гг для Морской охраны были закуплены образцы современных малых катеров и моторных лодок (типа Galia-640, Galeon-280 и Hevy Duty 460), что несколько изменило ситуацию. В 2010 году для пограничного ведомства было закуплено 4 современных катера типа «УМС», 4 малых скоростных катера с надувными бортами типа «Игл» и 2 катера на воздушной подушке.
Однако в случае с поступлением новой морской техники речь идет о плавсредствах, способных выполнять задачи у самого побережья, тогда как остался открытым вопрос о «взрослых» судах, действующих в открытом море. При этом долгое время «ударной силой» украинских пограничников на море были (как остаются и сегодня) корабли береговой обороны проекта 12412П, созданные на базе советского ракетного катера «Молния» проекта 1241, и получившие кодовое наименование «Молния-2». В отличие от базового ракетного катера, эти корабли в «пограничном варианте» имеют другой комплект вооружения и средства связи. После распада СССР в Украине осталось 4 корабля этого проекта, 3 из которых выполняют задачи в составе Морской охраны Госпогранслужбы.
Корабль Морской охраны BG-50 «Григорий Куропятников» - корабль береговой обороны проекта 12412П «Молния-2»
Но, как указывает руководство пограничников, «Молния» - все же в первую очередь военный корабль, имеющий в комплекте вооружения торпедные аппараты, глубинные бомбы, крупнокалиберную артиллерию, гидроакустический комплекс. Для выполнения повседневных задач, возложенных на Госпогранслужбу, такое серьезное оснащение без надобности, тогда как вес и габариты систем вооружения определяют, в свою очередь, немалые габариты и водоизмещение корабля, а равно и расход топлива. Пограничникам же нужны катера и корабли, оснащенные максимум крупнокалиберными пулеметами (правда, согласно украинскому законодательству, пограничники должны быть способными выполнять задачи по отражению внешней агрессии в пограничных районах вместе с Вооруженными силами, но, очевидно, на сегодня данный вопрос Госпогранслужба не ставит на повестку дня). К тому же на современных кораблях и катерах множество процессов автоматизировано, а управление ими компютеризировано, чем не могут похвастаться суда советской постройки.
Собственно, так и возник вопрос о создании пограничных катеров и кораблей, которые могли бы быть построены на украинских верфях. Причем опыт постройки плавсредств для Госпогранслужбы у украинских судостроителей есть: например, ОАО Феодосийская судостроительная компания «Море» (г.Феодосия) не столь давно разработало и построило серию водометных катеров типа «Калкан» и «Калкан-М». Первый при этом (при длине 10,6 м, ширине 3,3 м, водоизмещении 8 тонн, максимальной скорости 32 узла и пассажировместимости до 6 человек) предназначен для несения патрульной службы, инспекционных и служебных целей, а также отдыха и прогулок на воде в прибрежных мелководных районах морей, рек и озер.
Второй – «Калкан-М» - является собственно пограничным, и (при длине 11,6 м, ширине 3,3 м, водоизмещении 8,5 тонн, максимальной скорости 36 узла и способности перевозить до 8 человек) предназначен для несения службы на погранзаставах на реках, озерах и в прибрежных районах морей, обеспечения службы морских контрольно-пропускных пунктов.
Пограничный водометный катер «Калкан-М»
В данном случае идет речь о судах посерьезнее, которые могли бы заменить порядком устаревшие «Молнии». При этом, согласно озвученных планов, пограничники повысили требования по поисково-спасательным возможностям – у новых кораблей должно быть более совершенное оборудование для буксировки, высадки аварийных партий для оказания помощи аварийному судну в море, для гашения пожара.
Еще в 2009 году заместитель директора Департамента охраны государственной границы – начальник управления Морской охраны ГПСУ контр-адмирал Николай Жибарев, рассказывая о планах Морской охраны по обновлению корабельно-катерного состава и проектировании нового корабля, уточнял, что новое судно будет «многоцелевым, сверхсовременным, патрульным кораблем Морской охраны. За основу взят проект 4207, разработанный голландскими судостроителями, адаптированный к нашим потребностям, в частности – для защиты интересов государства в исключительной (морской) экономической зоне и территориальных водах. Для этого достаточно иметь корабль до 300-350 тонн водоизмещения и до 18 членов экипажа. Корабли будут иметь хорошие тактико-технические характеристики, комфортные условия для размещения экипажа. Современное оборудование решит множество проблем по его эксплуатации».
В данном случае, очевидно, имелись в виду патрульные суда проекта Damen Stan Patrol 4207 (входят в одну группу с судами Damen Stan Patrol 4100 и Damen Stan Patrol 4708) голландской группы судостроительных компаний Damen Shipyards. Судно проекта 4207 имеет длину 42,8 метров (140 футов), ширину 7,1 метров (23 футов) и скорость хода в 23 узла (согласно информации сайта производителя, есть модификация с максимальной скоростью до 30 узлов), оснащается силовыми установками мощностью 5364 - 8046 л.с. Оснащено водометами, благодаря специальным подруливающим устройствам имеет отличную маневренность, в базовой версии имеет пулеметное вооружение. Патрульные суда этого проекта находятся на оснащении береговой охраны и пограничных служб Нидерландов, Великобритании, Канады и др. стран, также желание закупить около трех десятков подобных судов выразила Береговая охрана США. Как свидетельствует опыт эксплуатации в разных странах мирах, проект оказался довольно успешным и востребованным. 
Патрульное судно голландского проекта Damen Stan Patrol 4207. Именно на него будет похож украинский «Коралл».
Как бы то ни было, украинские судостроители Феодосии и Николаева взялись за заказ от пограничников. Согласно сформулированным техусловиям заказчика, «Коралл» будет иметь водоизмещение до 310 тонн (нынешняя «Молния» - 500 тонн) и развивать скорость до 30 узлов (соответственно 28 узлов), оснащен автоматизированной системой управления с численностью экипажа до 20 человек (экипаж «Молнии» - 41 чел).
Что касается катеров типа «Орлан», строящихся на ФСК «Море», то каждый из них будет иметь водоизмещение порядка 50 тонн и развивать скорость до 35-40 узлов, экипаж каждого катера составит 11 человек.  В прошлом году на строительство первого катера этой серии было затрачено 8 миллионов гривен, в этом году планируется на строительство первого и второго катера выделить еще 20 миллионов грн. Согласно планов, первые два «Орлана» буду переданы заказчику до конца 2012 года – в начале 2013 года.
Таким образом, начало реализации масштабных планов положено. Второй вопрос – насколько ритмично будет осуществляться финансирование этих проектов. Ведь в 2009 году Госпогранслужба оптимистично заявляла, что получит новый корабль уже в 2010 году, однако жизнь, что называется, внесла свои коррективы. В то же время, как свидетельствует опыт, финансирование «пограничных» проектов в Украине происходит куда более успешно по сравнению с заказами Минобороны. А значит, и у Морской охраны, и у украинских судостроителей по поводу «Кораллов» и «Орланов» должно быть куда больше поводов для оптимизма, нежели, например, в случае с корветом для ВМС Украины.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий