вторник, 10 апреля 2012 г.

Граница на замке?



Граница на замке?

Проблемы территорий отдельных государств, их границы и обеспечение их охраны имеют непреходящее значение. Несмотря на то, что прошло около 65 лет после окончания Второй мировой войны, территориальный спор между Россией и Японией из-за принадлежности Курильских островов до сих пор не урегулирован, и мирный договор не подписан. Имеются серьёзные проблемы с обеспечением охраны государственных границ между США и Мексикой. Аналогичные вопросы возникают и в других странах.
Совершенно не претендуя на полноту освещения этих проблем, попытаемся в пределах газетной публикации остановиться на отдельных вопросах.
В международном праве под термином «государственная граница» принято считать линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Государственная граница является пространственным пределом государственного суверенитета каждой страны.
Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров с сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, – внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом. Любая государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Большинство государств контролирует пересечение своих границ, которое может быть осуществлено в строго определённых местах, именуемых пограничными переходами. Для пересечения границ многие страны устанавливают требование предъявления так называемой въездной визы, т. е. разрешение иностранцу на доступ к территории определённого государства. При пересечении границы граждане проходят визовый, паспортный и таможенный контроль.
Однако отдельные государства устанавливают иной режим пересечения их государственных границ и не требуют визы для въезда на свою территорию. Так государство Израиль установило режим безвизового въезда граждан США, России и др. стран.
Государственные границы некоторых государств могут пересекаться свободно без всякого разрешения и контроля. Так, с 1995 г. действует Шенгенское соглашение тридцати европейских государств об отмене паспортного и таможенного контроля.
Безопасность российских границ
Однако по целому ряду экономических и политических причин и из соображений безопасности многие страны устанавливают определённый порядок пересечения своих границ. Так, Российская Федерация имеет самую протяжённую в мире государственную границу. Её общая протяжённость составляет более 60932 км. После распада СССР Российской Федерации достались наряду с надёжно охраняемыми участками границы (с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР, КНДР, Японией и США), а также границы с Латвией, Литвой и Эстонией, с которыми отношения оставляют желать лучшего.
Что же касается Украины, Грузии, Азербайджана и Казахстана, то государственные границы с этими странами практически являются открытыми и по существу носят пока номинальный характер. Для обеспечения охраны своих государственных границ, Россия планирует ввести в строй 1341 новый объект, на что ассигновано 60 млрд. рублей.
Практически слабо контролируемые границы России приводят к массовому распространению в этой стране большого количества нелегальных трудовых мигрантов. По экспертным оценкам она достигает 15 млн. человек, не считая легальных мигрантов, основная масса которых прибывает из стран бывших союзных республик. Основная масса (до 80%) нелегалов проходит через казахстанский участок границы. Наряду с Кавказским направлением, которое является основным, по которому кроме нелегалов идёт огромное количество наркотиков, которое растекается по всей России и транзитом следует в Западноевропейские страны.
Широкое распространение наркотиков привело к тому, что каждый четвёртый подросток России – наркоман, а каждый третий россиянин страдает психическим расстройством. К таким выводам пришли независимо друг от друга выдающиеся учёные-наркологи России и Германии. Это национальная трагедия России, последствия которой трудно себе представить.
Безопасность границ СШАСовременная граница между США и Мексикой формировалась поэтапно.
В 1845 г. США аннексировали Техас, который в 1836 г. провозгласил независимость от Мексики. После Мексикано-американской войны 1846—1848 г.г. по Гваделупо-Идальгоскому мирному договору граница с Техасом была установлена по фарватеру реки Рио-Гранде. Кроме того, к США отошла и обширная территория, известная как «Мексиканская уступка». Мексике была выплачена контрибуция в 15 миллионов долларов. В 1853 г. граница была перенесена ниже Рио-Гранде. Так называемая «Покупка Гадсдена» была оценена сторонами в 10 миллионов долларов. После этого граница практически не менялась и её протяжённость в настоящее время составляет 3141 км.
В дополнение к легальным пересечениям, эта граница лидирует по числу нелегальных переходов. Более 1 млн. человек ежегодно попадает в США через эту границу. Кроме мексиканцев, нарушителями границы являются много выходцев из стран Латинской Америки и других регионов.
Весьма низкий жизненный уровень мексиканцев толкает их на переезд в США. По данным Мирового Банка 54% населения Мексики находится в условиях бедности и вынуждено довольствоваться 2 долларами в день, а 24% не имеют и этой ничтожной суммы. Безработица достигает 40%, а у работающих счастливчиков – средний заработок не превышает 16% зарплаты американского рабочего.
Да и сама Мексика объективно заинтересована в том, чтобы как можно больше мексиканцев уехало на работу в США. Ведь только налоги, поступающие от этих лиц в государственный бюджет Мексики, составляют по различным данным до 11 млрд. долларов в год.
Кроме того, видимо, эмиграция в какой-то мере влияет на снижение безработицы в стране и в какой-то мере улучшает материальное положение семьи за счёт денежных поступлений от родственников, находящихся на заработках в США.
Однако в самих США ряд объективных факторов не способствуют активному государственному противодействию незаконному переходу государственной границы. Более того, целые отрасли и бизнесы объективно заинтересованы в притоке нелегальных эмигрантов как источнике дешёвой рабочей силы. По оценкам экспертов Калифорнийского университета, около 45% сельскохозяйственных рабочих страны являются незаконно работающими иностранцами. Значительную часть рабочих, занятых в мелких ремонтно-строительных компаниях, на разных поденных и других работах, составляют нелегалы, средний заработок которых в 7-8 раз ниже чем у рабочих США. Другие отрасли американской экономики также получают огромную выгоду от использования дешёвой рабочей силы нелегалов - эмигрантов.
Наряду с этим нелегалы создают и много проблем, связанных с преступностью. По данным ФБР, в приграничных с Мексикой районах нелегалами в среднем ежегодно совершается около 70 тысяч различных преступлений. Около 25% заключенных в Калифорнии – нелегалы, в Лос–Анджелесе на них выдано 95% всех ордеров на арест, они же составляют 75% разыскиваемых полицией и около 50% уличных банд.
Кроме того, весьма важно отметить, что через мексиканскую границу в США нелегально переправляется огромное количество наркотиков. По оценкам экспертов ежегодный транзит этого зелья превышает 40 млрд. долларов и является страшным злом для США. Нередко на границе и в приграничных районах возникают вооружённые столкновения контрабандистов с таможенными и пограничными службами. Положение дел настолько тревожно что, по мнению Пентагона, ситуация на южных границах страны является прямой угрозой национальной безопасности США.
Предпринимаются меры по охране государственной границы страны. По имеющимся данным, более 75% нелегальных эмигрантов попадают в США через границу с Мексикой.
Материалы пограничной службы США (US Border Patrol) указывают, что за период с 1 октября 2003 г. до 30 апреля 2004 г., пограничниками было задержано 660390 человек незаконно переходивших границу. Из-за строительства специальных заграждений в населённых местностях увеличилось количество людей, пересекающих границу в пустынях. Нередко это заканчивается гибелью людей. По тем же данным, за период с 1996 по 2004 гг. погибло 1954 человека, из них в 2004 году – 325 человек.
Вместе с тем Пограничная служба страны отмечает ряд проблем, серьёзно сказывающихся на эффективности борьбы с нарушениями пограничного режима. Имеются в виду: - постоянное недофинансирование, недокомплектация современными электроннотехническими средствами контроля и др. Если учесть, что в среднем на милю границы приходится лишь около четырёх служащих, большинство из которых несёт службу в районах населённых пунктов, а специальные заборы - заграждения сооружены, как правило, в населённых местах, то очевидным станет тот факт, что граница в обширных пустынных и горных районах охраняется весьма слабо.
В настоящее время разработан план строительства забора-ограждения, оснащённого современными средствами контроля, и охранной стометровой полосы вдоль всей границы. Предполагается построить в определённых местах трёхрядную ограду протяжённостью 600 км., заграждения для автомобильного транспорта – 800 км. Общая стоимость проекта 8 млрд. долларов. Для борьбы с нелегальной эмиграцией будут привлечены силы Национальной Гвардии в количестве 6000 человек.
В настоящее время завершается работа над основными положениями новой иммиграционной реформы, предусматривающими сочетание мер по ужесточению приграничного режима с более гибкой линией по отношению к нелегальным иммигрантам. Предлагается, например, предоставить право легализации иммигрантам, нелегально проживающим на территории страны более 2х лет (таких насчитывается от 11 до 13 млн. человек). Реализация этой идеи обойдётся стране в 126 млрд. долларов, из которых 50 млрд. долларов предполагаются на различные выплаты легализованным иммигрантам. Наряду с этим предусматривается увеличить штат сотрудников иммиграционной и пограничной служб более чем на 30 тыс. Человек. Надо полагать, что в условиях острого экономического и финансового кризиса страна вряд ли может себе позволить дополнительные бюджетные ассигнования, поскольку в настоящее время её долг составляет многие триллионы долларов.
Совершенствование иммиграционной политики
Высказанные суждения позволяют предложить ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование иммиграционной политики
Предусмотреть в федеральном законодательстве, что незаконный переход государственной границы является, как правило, безусловным основанием для депортации из страны в судебном порядке.
Принять меры к заключению договора с Мексикой и другими странами о принятии лиц, прибывших из этих стран, и осуждённых американским судом за незаконный переход государственной границы, для дальнейшего отбывания наказания.
Вменить в обязанность иммиграционной службы страны с учётом потребностей и заявок устанавливать лимит на допуск для временной работы сроком до 3х лет с въездом без членов семьи, с выдачей соответствующей въездной визы в консульствах США по месту жительства соискателя визы.
Установить ответственность предпринимателей за приём на работу нелегальных иммигрантов.
Предполагаемая легализация иммигрантов, проживших в США более двух лет, может быть осуществлена без всяких выплат им с установлением наказания за незаконное проживание в стране в виде денежного штрафа в размере, например, 1000 или более долларов с каждого взрослого члена семьи, и уплаты налога с заработка за всё время работы в США, но не более чем за 3 года.
Укрепить пограничную службу контингентом, реально обеспечивающим охрану государственных границ страны. Расширить права пограничной службы в части применения оружия, приравняв их к правам полиции.
Обеспечить оснащение государственной границы новейшими электронно-техническими и другими средствами, делающими её незаконный переход практически невозможным.
Надо полагать, что реализация указанных мер будет соответствовать состоянию «Граница на замке».
 # # # # # # # # # # # # #
Статья прочитана 205 раз(a)

Комментариев нет:

Отправить комментарий