вторник, 10 апреля 2012 г.

Правовое регулирование деятельности пограничных войск


Правовое регулирование деятельности пограничных войск ФПС России по охране государственной границы Российской Федерации :

АР
З38 Захаренко, В. И. (Владимир Иванович).
Правовое регулирование деятельности пограничных войск 
ФПС России по охране государственной границы Российской 
Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой 
степени кандидата юридических наук. Специальность 20.02.03 
- военное право ; военные проблемы международного права /В.
И. Захаренко ; Науч. рук. Б. Ф. Старов ; Военный 
университет. -М. ,1998. -19 с.-Библиогр. : с. 19.2. ссылок
Материал(ы):
  • Правовое регулирование деятельности пограничных войск ФПС России по охране государственной границы Российской Федерации.
    Захаренко, В. И.
    Захаренко В. И.
    Правовое регулирование деятельности пограничных войск ФПС России по охране государственной границы Российской Федерации : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
    АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Пограничные войска в силу специфики своей деятельности изначально заняли особое место в системе обеспечения безопасности государства. Их роль в государственном механизме всегда определяли объективные процессы, нисходившие в обществе и требовавшие обеспечения политических, экономических и идеологических интересов.
    Начавшееся в последние годы глубокое реформирование всех сторон жизни общества, его экономических, социальных, политических и других основ выявило явную недостаточность правового регулирования деятельности пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
    Вместе с тем решение данной проблемы (особенно в свете событий, происходящих в последнее время) является необходимой предпосылкой четкой организации защиты национальных интересов Российской Федерации в ее пограничной сфере, что способствует приданию устойчивости, и в то же время необходимой гибкости структуре пограничных войск (как военной организации), и в конечном итоге направлено на успешную реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации.
    Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию проблематики деятельности государства в лице специально уполномоченных органов по созданию, укреплению и развитию пограничных войск ФПС России, а также различного рода правовых проблем, возникающих в связи с данной деятельностью, и определению возможных путей их разрешения.
    Первые попытки исследовать с правовой позиции процесс создания пограничных войск и осуществления ими своих функций были предприняты в 1922 году. В журнале "Гвардия пролетариата" был опубликован ряд материалов на данную тему главным образом статистического характера.
    В предвоенный период также предпринимались отдельные попытки исследовать историю создания и строительства пограничных войск, однако по ряду причин эта работа не дала прак-
    1
    тических результатов. Данной теме был посвящен очерк истории Харьковского пограничного училища, опубликованный в июне 1941 года.
    В период Великой Отечественной войны была издана лишь краткая история Карельского пограничного округа. В ней были изложены основные этапы создания и служебно-боевой деятельности пограничных войск округа по охране северо-западного участка Государственной границы СССР.
    В первые послевоенные годы в свет вышли очерки боевого пути Хабаровского пограничного округа и некоторых пограничных частей. Однако и они не стали достоянием широких кругов читателей, поскольку вышли с грифом "для служебного пользования".
    Новый период в изучении деятельности пограничных войск (их строительства и развития) наступил во второй половине 50-х годов. В 1956 году был создан Центральный архив пограничных войск. Вскоре после этого появились работы, посвященные пограничным войскам, но они по своему содержанию носили скорее исторический, нежели правовой характер.
    Лишь в 1979 году в связи с подготовкой к 60-летнему юбилею, был издан краткий очерк истории пограничных войск под названием "Часовые советских границ", в котором на документальной основе прослеживались история пограничных войск, основные этапы и тенденции их строительства и развития. Более полно в работе был представлен период 70-х годов. Начальная же история войск была освещена весьма кратко, подчас схематично, лишь отдельными фрагментами.
    Начиная с 60-х годов история пограничных войск стала предметом научного исследования в кандидатских диссертациях. Так, в 1960 году, Г.Ф. Афанасьев одним из первых подготовил и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по тематике, посвященной вопросам правового регулирования становления пограничных войск. Затем, в период 1960-х, 1980-х годов, рядом ученых также проводи-
    2
    лись исследования по тематике строительства и развития пограничных войск, осуществляющих свои полномочия по охране государственной границы. Но в данных исследованиях недостаточно внимания уделялось правовым вопросам.
    Актуальность темы данной диссертационной работы определяется тем, что исследований указанной выше проблематики, в том числе и на диссертационном уровне, не проводилось.
    Объектом исследования в настоящей работе избраны правовые вопросы охраны государственной границы, истории и современного состояния законодательства о строительстве и развитии пограничных войск.
    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Целью настоящей диссертационной работы является исследование правового регулирования деятельности пограничных войск ФПС России и на этой основе разработка и обоснование предложений по совершенствованию действующего законодательства о пограничных войсках.
    Достижение указанной выше цели, предполагает решение следующих задач:
    - изучить научные исследования, монографии, статьи и другую специальную литературу по вопросам правового регулирования деятельности пограничных войск ФПС России по охране Государственной границы Российской Федерации, а также по вопросам строительства и развития пограничных войск других государств;
    - проанализировать действующее законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность пограничных войск ФПС России по охране ими государственной границы;
    - изучить, обобщить и проанализировать правоприменительную практику по исполнению законодательства, регулирующего деятельность пограничных войск ФПС России;
    3
    на основе проведенного исследования сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность пограничных войск ФПС России.
    НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Научная новизна настоящего исследования заключается:
    - в самой постановке проблемы, не нашедшей отражения, как на уровне монографической литературы, так и в диссертационных исследованиях;
    - в недостаточности исследования организационно-правовой основы деятельности пограничных войск ФПС России, как в предыдущее время, так и в современных условиях;
    - в отсутствии разработок (в том числе и научных) и теоретических положений о возможных направлениях совершенствования правового регулирования деятельности пограничных войск ФПС России по охране государственной границы;
    - в особом правовом положении пограничных войск как специализированной военной организации в общей системе органов и войск ФПС России;
    - в возрастающей необходимости более четкого правового регулирования всех сторон деятельности пограничных войск ФПС России.
    Теоретическая значимость исследования определяется разработкой обладающих научной новизной положений, выводов, и рекомендаций по основным положениям диссертационной работы, к числу которых относятся:
    - определение понятия "пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации" (пограничные войска) и его обоснование с правовой точки зрения;
    - разработка схемы нормативной правовой базы деятельности пограничных войск;
    - исследование и анализ этапов строительства и развития пограничных войск;
    4
    - разработка научных рекомендаций по совершенствованию российского законодательства, регулирующего деятельность пограничных войск ФПС России по охране Государственной границы Российской Федерации (разработка проекта федерального закона "О пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации").
    положениями, содержащимися в диссертации и выносимыми на защиту, являются:
    - понятие охраны Государственной границы Российской Федерации как объекта деятельности пограничных войск ФПС России;
    - анализ предмета регулирования, структуры и истории развития законодательства об охране государственной границы;
    - понятие пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации как государственной специализированной военной организации;
    - определение места и роли пограничных войск ФПС России в сфере охраны государственной границы, вытекающих из их задач и функций, закрепленных действующим законодательством;
    - анализ полномочий пограничных войск по охране государственной границы и их структуры;
    - предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности пограничных войск ФПС России по охране государственной границы.
    МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    Методологической основой настоящего диссертационного исследования являются общефилософские научные методы диалектического и исторического материализма.
    Международно-правовые нормы, законодательства зарубежных государств и нашей страны, регламентирующие правовое обеспечение деятельности пограничных войск (в отдельных государствах - пограничной охраны), исследованы с использовани-
    5
    ем частных методов познания: исторического, логического, сравнительно-правового и системно-структурного анализа.
    Юридической базой исследования являются законодательные акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере охраны государственной границы. В число исследуемых законодательных актов зарубежных государств входят конституции, законы, регулирующие охрану государственной границы, а также поправки и изменения к законам, учреждающие правовые основания такой замены. Рассматривая проблему в историческом аспекте, автор обращается к нормативным правовым актам, изданным в дореволюционный и советский период.
    По мнению автора, применение вышеуказанных методов и обращение к названным нормативным правовым актам, а также специальной литературе, посвященной проблемам правового регулирования охраны государственной границы, позволяет комплексно рассмотреть исследуемые проблемы.
    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
    Фактические данные, а также суждения и выводы автора, изложенные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе на факультетах юридического профиля при преподавании государственного права Российской Федерации и зарубежных стран, военной администрации, административного права, а также при подготовке дипломных, научных и курсовых работ слушателями и курсантами. Содержащиеся в диссертации выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы для:
    - совершенствования различных отраслей законодательства (уголовного, уголовно-процессуального, административного). Положения диссертации также могут быть использованы при разработке тем, касающихся проблем правового регулирования деятельности органов и войск ФПС России, в учебных програм-
    6
    мах для слушателей и курсантов Академии ФПС России, а также военных институтов ФПС России.
    При исследовании проблем правового регулирования деятельности пограничных войск по охране государственной границы, автор предложил ряд концептуальных подходов к решению тех или иных проблем и законодательных конструкций, которые могут служить основой для дальнейших теоретических разработок в области административного права, военного законодательства, использоваться при проведении общетеоретических правовых изысканий и изучении отдельных государственно-правовых проблем.
    Диссертация выполнена на кафедре военной администрации, административного и финансового права Военного университета. Результаты исследования и его основные положения докладывались на заседаниях кафедры военной администрации, административного и финансового права. Важнейшие положения диссертации отражены в научных публикациях автора.
    ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРА
    Диссертация выполнена на 202 страницах.
    Структура диссертации подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
    Во введении обосновывается актуальность, новизна и теоретическая значимость исследования, методологическая основа и практическая значимость сделанных в работе выводов и предложений.
    В первой главе - "Охрана Государственной границы Российской Федерации как объект деятельности пограничных войск ФПС России" - исследуются само понятие и содержание охраны государственной границы, а также законодательство об охране государственной границы (его история и современное состояние).
    7
    В первом параграфе "Понятие и содержание охраны государственной границы" в качестве отправной точки исследования дается, в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" само понятие Государственной границы Российской Федерации (государственной границы). "Государственная граница Российской Федерации (далее - государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации".
    Затем автором исследуется исторический аспект взаимосвязи понятий безопасности самого государства и его территории. На основе анализа международных договоров и соглашений автор приходит к выводу, что на протяжении всей истории безопасность государственных границ определяла безопасность самого государства и его территории. Любое государство быстро реагировало на малейшие попытки изменить его границы без его согласия.
    С целью наиболее четко обозначить особенности современной государственной границы России, которая является предметом деятельности пограничных войск, осуществляющих ее охрану, в диссертации с научной точки зрения дается краткая ее характеристика. Затем исследуются деятельность пограничных войск по охране государственной границы в современных условиях, а также те объективные факторы, с учетом которых им приходится осуществлять свою деятельность.
    Сегодня пограничные войска ФПС России осуществляют свои полномочия на границе с 15 государствами и в своем составе имеют: 6 пограничных округов, 3 пограничных группы, 61 пограничный отряд, 21 ОКПП, 22 морские части, 13 авиационных частей, а также части обеспечения и обслуживания, предприятия, учебные заведения, организации и учреждения.
    8
    Далее в целях разграничения понятий "защита государственной границы" и "охрана государственной границы" в рамках диссертации проводится сравнительный анализ данных понятий. Автор указывает, что согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" под защитой государственной границы как части системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации понимается согласованная деятельность федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; и органов местного самоуправления, осуществляемая ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и других мер. Охрана же Государственной границы Российской Федерации, в соответствии с вышеуказанным Законом, является составной частью защиты государственной границы и осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории. Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. При этом автор в рамках своей диссертации особо указывает, что предметом его исследования является деятельность пограничных войск по охране ими Государственной границы Российской Федерации.
    Далее в диссертации исследуются взаимосвязь и взаимное влияние нового геополитического положения России и состояния защищенности ее государственной границы, а также взаимосвязь безопасности государства вообще и безопасности его государственной границы.
    9
    В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Охрана государственной границы тесно связана с безопасностью страны в целом (в международном плане) и государственной безопасностью (внутренняя безопасность государства). Это объясняется следующим:
    - охрана государственной границы является необходимым элементом обеспечения государственной безопасности Российской Федерации и выступает в этом качестве как атрибут территориальной целостности государства;
    - охрана государственной границы принимает на себя в значительной степени прямые проявления различных угроз безопасности государства и поэтому, ее надлежащая организация позволяет достичь эффективного результата по их предотвращению в конкретном месте и в конкретное время;
    - в условиях, когда одни государственные границы "отмирают", а другие находятся в стадии становления, обновленная государственная граница объективно становится одним из слабых звеньев системы обеспечения безопасности любого государства, в котором происходят данные процессы.
    Анализируя содержание первого параграфа первой главы настоящего диссертационного исследования, автор приходит к выводу, что к концу 1996-х - середине 1997-х годов завершен переход ФПС России на качественно новый уровень. В настоящее время ФПС России решает следующие задачи по охране Государственной границы Российской Федерации:
    - закрытие новых участков границы России и формирование на них пограничной инфраструктуры;
    - поиск и реализация новых форм и способов обеспечения охраны интересов России на ее государственной границе;
    - обеспечение российского пограничного присутствия в наиболее важных зонах геополитических интересов страны.
    10
    В перспективе планируется преобразование ФПС России в основной инструмент реализации государственной пограничной политики Российской Федерации в ее пограничной сфере.
    Во втором параграфе первой главы "Законодательство об охране государственной границы" исследуются история и современное состояние законодательства об охране государственной границы. Вначале в качестве основы исследования дается понятие законодательства о пограничных войсках как самостоятельной отрасли военного законодательства.
    Законодательство о пограничных войсках - самостоятельная часть военного законодательства, представляющая собой совокупность изданных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в области строительства, жизни, быта пограничных войск, поддержание установленного в них порядка; а также отношения, возникающие при выполнении пограничными войсками задач по охране государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, как в мирное, так и в военное время.
    Далее автор делает правовой анализ истории законодательства об охране государственной границы (начиная с 1497 года и по настоящее время), рассматривая основополагающие нормативные правовые документы того времени применительно к объекту диссертационного исследования.
    В результате проведенного анализа автор делает вывод, что на протяжении всей истории создания и строительства пограничных войск они действовали как специализированная государственная военная организация, выполняя специфические, только им свойственные обязанности.
    Отдельно в диссертации исследуются на предмет степени нормативного правового обеспечения охраны государственной границы Законы "О Государственной границе" (вначале Закон СССР "О Государственной границе СССР" (вступивший в действие с 1983 года), затем Закон Российской Федерации "О Госу-
    11
    дарственной границе Российской Федерации" (вступивший в действие с 1993 года), а также Основы пограничной политики Российской Федерации.
    В диссертационном исследовании анализируется ведомственная нормативная правовая база деятельности пограничных войск, а также нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в сфере охраны государственной границы.
    В заключении первой главы диссертационного исследования автор предлагает следующие перспективные направления деятельности государства по совершенствованию законодательной базы функционирования пограничных войск по охране государственной границы:
    - создание прочной правовой базы взаимовыгодного межгосударственного и межрегионального сотрудничества по пограничным вопросам;
    - всестороннее урегулирование вопросов таможенного досмотра и пограничного контроля, проблем пресечения нелегальной миграции, создание благоприятных правовых условий охраны государственной границы, соответствующих интересам России и общепринятым международным нормам;
    - выработка правового механизма координации усилий органов государственной власти Российской Федерации, и других субъектов, осуществляющих свои полномочия в пограничной сфере;
    - унификация нормативных правовых актов по пограничным вопросам заинтересованных государств-участников СНГ путем принятая модельных законов.
    Более отдаленная законотворческая перспектива, по мнению автора диссертации, просматривается в создании Пограничного кодекса Российской Федерации. Концептуальная идея его разработки заключается в систематизации большинства (или, возможно, всех) действующих в сфере пограничного дела норм права.
    12
    Во второй главе диссертации "Функции и полномочия пограничных войск ФПС России в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации" исследуются задачи и полномочия пограничных войск в данной сфере.
    В первом параграфе второй главы диссертации "Задачи и основные направления деятельности пограничных войск по охране государственной границы" вначале автором исследуются различные точки зрения разных ученых на этапы строительства пограничных войск (количество этапов и их временные рамки). В результате этого исследования автор приходит к обоснованному мнению, что в строительстве и развитии пограничных войск следует выделить пять этапов. Обоснование такого заключения в диссертации представлено.
    Далее автор переходит к исследованию задач пограничных войск, выполняемых ими в сфере охраны государственной границы.
    До принятия Закона СССР "О Государственной границе СССР", вступившего в действие с 1 марта 1983 года, задачи пограничных войск на законодательном уровне закреплены не были. В зависимости от того, в какое ведомство входили пограничные войска, их задачи, а также полномочия, определялись нормативными актами данного ведомства (этому в достаточной степени способствовало еще и отсутствие на протяжении довольно длительного промежутка времени стабилизации в государственном строительстве (войны и т.д.)). С принятием же единого законодательного акта, закрепившего на законодательном уровне отношения в сфере охраны государственной границы, задачи пограничных войск были закреплены на законодательном уровне отдельным разделом.
    В Законе СССР "О Государственной границе СССР", вступившему в действие с 1993 года, задачи пограничных войск были значительно изменены (этому способствовали события, происходившие в государстве в то время), обозначены в самом общем плане и без четкой конкретизации.
    13
    Затем автор диссертации (в рамках ее второй главы), отмечает, что основным и существенным "пробелом" в действующем законодательстве о пограничных войсках является то, что до настоящего времени, как в научной, так и в иной правовой литературе отсутствует четкое законодательное закрепление понятия пограничных войск ФПС России. Так же до настоящего времени нет законодательного закрепления правовых основ осуществления ими своей деятельности, принципов их деятельности, их функций и выполняемых ими задач в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации. В Законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 ноября 1996 года с последними изменениями и дополнениями) полномочия органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации в сфере защиты государственной границы, изложены в едином комплексе без четкого разграничения, а круг задач, возложенных на пограничные войска в сфере охраны государственной границы, в Законе отдельно вообще не обозначен.
    Далее автором диссертационного исследования дается краткая характеристика современных пограничных войск как военной организации, имеющей в своем составе различное вооружение и поэтому нуждающейся в закреплении (на законодательном уровне) различных сторон своей деятельности. На вооружении Федеральной пограничной службы (в частности, пограничных войск) около тысячи боевых машин пехоты и бронетранспортеров, более тысячи единиц реактивного вооружения - реактивных систем, минометов калибра свыше 120 миллиметров. В строю морских частей пограничных войск на настоящее время находится около 1000 кораблей и катеров, предназначенных для охраны, как территориальных вод, так и исключительной экономической зоны.
    Принимая во внимание вышеизложенное, автор делает вывод о необходимости скорейшей разработки и последующего принятия Федерального закона "О пограничных войсках Федераль-
    14
    ной пограничной службы Российской Федерации", в котором необходимо на законодательном уровне закрепить понятие пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (пограничных войск).
    Автор диссертационного исследования предлагает следующее понятие пограничных войск.
    Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации (пограничные войска) - государственная специфическая военная организация, которая предназначена для войсковой охраны государственной границы, приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа на участках, определенных им в законодательном порядке. По мнению автора настоящего диссертационного исследования, разработка и последующее принятие Федерального закона "О пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации" являлись бы, по своей сути, еще и законодательной базой, на которую в правовом смысле можно было бы опираться в ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации, предусматривающего поэтапное переоснащение пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
    Во втором параграфе второй главы диссертации, посвященном исследованию полномочий пограничных войск по охране государственной границы, автор, анализируя законодательство, регламентирующее круг полномочий пограничных войск в сфере охраны государственной границы, приходит к выводу, что на каждом этапе их становления и развития как специфической государственной военной организации увеличивалось количество их полномочий в сфере охраны государственной границы.
    Так, в Законе Союза Советских Социалистических Республик "О Государственной границе СССР", введенном в действие с 1 марта 1983 года было закреплено, что все основные функции (как чисто войсковой компонент охраны границы, так и проведение дознания по делам о правонарушениях в сфере государ-
    15
    ственной границы, а также осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности) в сфере охраны Государственной границы СССР (с учетом особенностей того, времени) были возложены на пограничные войска, что, в свою очередь, определяло их место и координирующую роль в охране Государственной границы СССР.
    Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", вступивший в действие с 1 апреля 1993 года в статье 30 закреплял полномочия пограничных войск в сфере охраны государственной границы. Полномочия пограничных войск, изложенные в данном Законе, носили более общий характер, по сравнению с их полномочиями, изложенными в Законе от 1 марта 1983 года.
    В связи с изменениями, произошедшими как внутри страны, так и на международном уровне, понадобился новый законодательный акт, закрепляющий деятельность пограничных войск по охране государственной границы. В связи с этим, 29 ноября 1996 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", в котором отсутствует четкое разделение полномочий и обязанностей между органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации. В Законе также не дано понятия пограничных войск ФПС России как специфической военной организации, осуществляющей свои полномочия в сфере государственной границы, хотя этим войскам, как и в предыдущих законах, в сфере охраны государственной границы отводится главная роль.
    На основе вышеизложенного автор диссертации делает вывод, что, отсутствие четкого законодательного закрепления разделения полномочий крайне отрицательно сказывается на правовом регулировании повседневной деятельности, как органов пограничной службы, так и пограничных войск ФПС России.
    16
    Далее в диссертации приводятся анализ и выводы опроса, проведенного Центром оперативных пограничных исследований в целях выявления комплекса проблем правового регулирования вопросов, задач и полномочий пограничных войск ФПС России по охране Государственной границы Российской Федерации, а также практической реализации Основ пограничной политики, выявления наиболее перспективных направлений совершенствования действующих и разработки новых нормативных правовых актов.
    Экспертному опросу были подвергнуты 431 человек, из них: 213 офицеров (в том числе и высших), 149 должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов местного самоуправления, 69 руководителей общественных объединений по месту дислокации органов и войск ФПС России.
    Задачами, которые необходимо было решить в ходе экспертного опроса, являлись:
    - оценка реального уровня обеспечения комплексного правового регулирования вопросов деятельности пограничных войск по охране Государственной границы Российской Федерации, а также практической реализации Основ пограничной политики Российской Федерации;
    - оценка уровня знаний руководящим составом органов и войск ФПС России, должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов местного самоуправления и руководителями общественных объединений всего массива нормативных правовых актов, регулирующего отношения в пограничной сфере, уровня их смыслового содержания, степени практического руководства положениями этих документов при организации и выполнении служебно-боевых задач по охране государственной границы;
    - оценка полноты применения положений действующих нормативных правовых документов с учетом объективно
    17
    существующих специфических особенностей отдельных регионов Российской Федерации;
    - выявление основных перспективных направлений дальнейшего развития и совершенствования нормативной правовой базы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, регулирующей отношения в ее пограничной сфере.
    Изложенные выводы базируются на математико-статистическом анализе эмпирических данных выборочного исследования, отражающих совокупные показатели.
    В качестве дополнительного аргумента в пользу разработки и скорейшего принятия проекта федерального закона "О пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федераций" автор во втором параграфе заключительной главы диссертации указывает, что в статье 1 Федерального закона "Об обороне" перечислены все войска, привлекаемые к обороне. Далее указывается, что организационно-правовые основы организации и деятельности всех войск, кроме пограничных, уже определены соответствующими законами (например, Закон Российской Федерации "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"), а правовой статус, права, полномочия и обязанности пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации до настоящего времени законодательно нигде не закреплены. Между тем статья 23 того же Закона определяет, что войска и воинские формирования, деятельность которых не урегулирована федеральными законами о них, подлежат до 1 января 2000 года реформированию или включению в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
    Подводя итог проведенному диссертационному исследованию, автор отмечает, что анализ правовых основ деятельности пограничных войск ФПС России позволило ему на основе рассмотрения и систематизации предмета правового регулирования деятельности пограничных войск, их функций и задач дать свое
    18
    толковать понятия пограничных войск Федеральной тираничной службы Российской Федерации.
    Изучение системы и анализ развития организационно-правовых форм деятельности пограничных войск ФПС России с учетом происходящих в обществе радикальных преобразований привели диссертанта к выводу о необходимости совершенствования в ближайшее время законодательства о пограничных войсках ФПС России. Для успешного решения данной задачи необходимы: скорейшая переработка уже имеющейся нормативной правовой базы деятельности пограничных войск, выработка предложений по ее совершенствованию, а также в срочном порядке разработка и принятие федерального закона "О пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации", с обязательным определением приоритетов в данной деятельности.
    В заключении подведены итоги проведенного диссертационного исследования и сформулированы предложения по совершенствованию современного российского законодательства, регулирующего деятельность пограничных войск Федеральной пограничной службы по охране Государственной границы Российской Федерации.
    По теме диссертации опубликованы следующие работы:
    1. Захаренко В.И. Правовое закрепление основных этапов строительства и развития пограничных войск ФПС России // Сборник материалов научно-практической конференции Московского военного института ФПС России. М.: МВИ ФПС России, 1997. - 0,5 п.л.
    2. Захаренко В.И. Проблемы правового обеспечения деятельности пограничных войск ФПС России, осуществляющих служебно-боевую деятельность в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации // Сборник научных трудов Московского военного института ФПС России. М.: МВИ ФПС России, 1998. - 0,4 п.л.
    19
Информация обновлена:26.09.2011

Сопутствующие материалы:
  | Защита диссертаций 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий