среда, 11 апреля 2012 г.

Службы береговой охраны некоторых государств


Службы береговой охраны  некоторых государств

Службы береговой охраны (наименования ведомств могут отличаться в зависимости от особенностей и традиций той или иной страны) в различных государствах различаются по своему месту в структуре органов исполнительной власти. Можно выделить три основных типа структурного подчинения береговой охраны:
1. "Английская система" - службы береговой охраны входят в состав ВМС. Такая организации сил охраны морских пограничных пространств была характерна для раннего периода правового закрепления юрисдикции государств над прибрежными морскими водами. В настоящее время такая система сохранилась в ряде европейских государств (Великобритания, Дания, Норвегия, Италия, Греция и др.), распространена также в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки.
2. "Немецкая система" - береговая охрана организационно входит в состав пограничных ведомств, органов безопасности и внутренних дел, имеет ярко выраженный характер морской спецслужбы, обладающей широкими полномочиями по контролю за режимом морских пограничных пространств и проведению оперативно-розыскных мероприятий, как на побережье, в портах, так и на морских судах (ФРГ, страны Восточной Европы, Южная Корея и др.).
3. "Северо-американская система" - береговая охрана входит в состав министерства транспорта, одновременно являясь одним из видов вооруженных сил. Сформировалась в ходе активного развития экономики и торговли США и Канады. По такому же принципу создано и действует Управление безопасности на море Японии.
4. Комбинированная система - в зависимости от региона несения службы береговая охрана одного государства может входить как в структуру органов безопасности, так и в состав военно-морских сил. Например, охрана сухопутной государственной границы Ирана и побережья Каспийского моря, Персидского и Оманского заливов возложена на силы охраны правопорядка, входящие в систему МВД страны. Территориальное море, исключительную рыболовную зону и континентальный шельф в Персидском и Оманском заливах охраняет береговая охрана Ирана, замыкающаяся на военно-морские силы страны.
Независимо от ведомственной подчиненности и своего названия, службы береговой охраны большинства стран мира представляют собой государственный орган, обеспечивающий комплексное решение задач по защите национальных интересов в своих морских пограничных пространствах.
Сопредельные с Российской Федерацией государства предпринимают все меры в целях защиты своих экономических интересов в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Так, распоряжением кабинета министров Японии № 200 от 5 июля 1997 г. утверждено понятие "прилегающая акватория" (24 мили от исходных прямых линий), позволяющее обеспечить более эффективное противодействие незаконным действиям иностранных судов.
В соответствии с международным морским правом, с введением закона о "прилегающей акватории" корабли управления безопасности на море получают возможность осуществлять проверку в ней судов, возвращающихся из японских портов, в отношении которых имеются подозрения о совершении ими противоправных действий.
Для повышения эффективности охраны морской границы военно-политическим руководством Китая принято решение о создании подразделений морской охраны численностью до 200 тыс. человек по образцу управления безопасности на море (морской полиции) Японии. Государственным департаментом по охране государственной границы Грузии разработан комплекс мероприятий, направленных на выполнение распоряжения президента страны о взятии грузинскими погранвойсками под свою охрану территориальных вод республики. На прошедшей в сентябре 1996 г. встрече представителей украинских и грузинских пограничных ведомств были обсуждены вопросы о закупке Грузией малых плавсредств для береговой охраны, об обучении офицерских кадров для ВМС Грузии на Украине, а также о поставках техники и вооружения. 19 июня 1996 года постановлением кабинета министров Украины утверждено "Положение о порядке охраны суверенных прав Украины в ее морской зоне", в которым введены дополнительные режимные ограничения.
В августе 1996 года на вооружение пограничной стражи Польши поступило 4 специально оборудованных вертолета типа "КАН", которые будут использоваться для охраны морской границы. В 1997 году правительство предусматривает увеличить расходы на мероприятия по укреплению безопасности Польши.
Страны Балтии в целях повышения эффективности охраны своих пограничных пространств, в том числе и морских, развивают сотрудничество с западными партнерами. Так, при финансовой и технической помощи Швеции на морском побережье Эстонии. Латвии и Литвы установлено одиннадцать радиолокационных станций, позволяющих контролировать передвижение судов в Балтийском море.
Финское правительство относит вопросы укрепления охраны морской границы к числу приоритетных направлений своей деятельности. Так, в на конец 90-х годов планируется закупка новейших образцов техники и вооружения, в том числе сторожевых кораблей нового поколения.
Правительство Норвегии в связи с непрекращающимися фактами незаконного промысла рыбы в территориальных водах страны и экономической зоне, проводит мероприятия по дальнейшему наращиванию сил и средств, а также совершенствованию организационной структуры Береговой охраны. Принято решение ускорить формирование специального подразделения БОХР, а также увеличить количество патрульных судов за счет их аренды у гражданских ведомств. Планируется рассмотреть вопрос о переподчинении БОХР Норвегии министерству юстиции, что позволит использовать острова Шпицбергена для создания на них норвежских морских баз для кораблей БОХР.
Береговая охрана США ("US Соаst Guard")
Свою историю береговая охрана (БОХР) США ведет с 1790 г. Созданная как служба таможенных судов, она обеспечивала поступление в казну Североамериканских объединенных штатов всех доходов от таможенных пошлин на международную торговлю. В 1915 г. в нее вошла Служба спасения на море, а незадолго до начала второй мировой войны, в 1939 г., - маячная служба. Организационно БОХР является структурным подразделением Министерства транспорта США. Однако фактически, выполняя достаточно широкий круг задач, береговая охрана является самостоятельным федеральным ведомством.
Как составная часть Вооруженных сил береговая охрана играет важную роль в национальной обороне, охраняя морские порты, участвуя в военное время в операциях в прибрежных водах, охране конвоев и береговой обороне.
В подчинение Пентагона БОХР переходит при объявлении войны или по распоряжению президента США. В условиях мирного времени основной функцией БОХР считается административно-правовая.
Это контроль за соблюдением положений морского права, борьба с контрабандой, противодействие незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, проведение поисково-спасательных операций на море, охрана морской среды и рыбных ресурсов.
Организационно БОХР состоит из командования и штаба, расположенных в Вашингтоне, и двух региональных командований - атлантического и тихоокеанского. Те, в свою очередь, подразделяются на районы. Во главе БОХР и каждого района находится свой комендант.
Комендант береговой охраны назначается президентом страны сроком на 4 года из числа кадровых офицеров, прослуживших в ней не менее 10 лет. Для выполнения возложенных на береговую охрану задач в каждом районе имеются соответствующие силы и средства.
Это подготовленные специалисты, сторожевые корабли, вспомогательные суда, авиация, разнообразные технические средства.
Наиболее быстроходные боевые корабли развивают скорость до 29 узлов. Дальность их плавания достигает 14 тыс. миль. Вооружение: 127-, 40-, и 22-мм артустановки и аппараты для противолодочных торпед. На патрульных катерах установлены пулеметы. Все структуры БОХР, оснащенные оружием и боевыми системами, регулярно проходят подготовку и участвуют в операциях совместно с ВМС страны. По оценкам самих американцев, если рассматривать береговую охрану как отдельную государственную структуру, то по количеству кораблей она заняла бы 12-е место в мире среди военно-морских флотов, а по количеству летательных аппаратов - 7-е место в мире среди военно-морских авиацией.
Вот и ответ на вопрос нужны ли нашим пограничникам своя авиация и морские силы. Ведь протяженность морских границ России ничуть не меньше, чем протяженность морской границы Соединенных Штатов.
Офицерский состав БОХР готовится в специальной академии. Американцы считают, что выполнение береговой охраной специфических функций требует и соответствующей подготовки. Получить ее можно только в специализированном учебном заведении, в котором учат не только воевать, но и в первую очередь профессионально выполнять функции по защите внутренней безопасности государства невоенными способами. К ним относятся проведение расследований, досмотров, проверок, обысков, конфискаций и арестов в открытом море и водах, прилегающих к своим берегам.
Военнослужащие рядового и сержантского состава служат на добровольной основе. Срок контракта может составлять до шести лет. Обучение новобранцев проводится в учебном центре БОХР на базе Кейп-Мэй (штат Нью-Джерси). Поступление на службу по конкретной специальности осуществляется после обучения на подготовительных курсах береговой охраны и военно-морских сил по месту жительства или на заочных курсах.
Продвижение по службе рядовых и старшин всецело зависит от результатов сдачи единого для всех экзамена на конкурсной основе. Требования к продвижению по службе устанавливаются специальными директивами. Как и все военные структуры США, береговая охрана имеет свой резерв. При необходимости он может служить источником пополнения личного состава не только БОХР, но и регулярных ВМС.
С целью повышения безопасности отдыха на водах и оказания помощи подразделениям БОХР в выполнении ими задач невоенного характера действует так называемая вспомогательная служба береговой охраны. Ее сотрудниками являются работающие добровольно на общественных началах опытные водители катеров, радиолюбители и пилоты, имеющие профессиональную лицензию.
Управление безопасности на море Японии
Задачи и функции Управления безопасности на море Японии.
В мирное время:
- охрана территориального моря, континентального шельфа, рыболовной зоны и районов рыбного промысла;
- задержание нарушителей границы и правил рыболовства;
- пресечение нелегального въезда в страну и выезда из нее морским путем японских и иностранных граждан;
- контроль за соблюдением международных соглашений по мореплаванию;
- оказание помощи судам и самолетам, терпящим бедствие, осуществление поисково-спасательных операций;
- поддержание общественного порядка, защита человеческой жизни и имущества на море,
- контроль за иностранными судами в территориальном море и внутренних водах, а также следующих в японские порты и из них;
- расследование преступлений, аварий и других происшествий на морс, в портах и гаванях;
- ведение разведки на море (в том числе радиоразведки), контрразведывательная работа среди экипажей японских промысловых и иностранных судов, посещающих порты Японии;
- пресечение контрабандной деятельности на море;
- контроль за промыслом иностранных и японских судов в рыболовной зоне;
- контроль за японскими рыболовными судами, ведущими промысел в экономических и рыболовных зонах иностранных государств, защита их от преступных посягательств; - охрана портов и гаваней; - борьба с минной опасностью; - защита морских коммуникаций;
- гидрографическое и навигационное обеспечение мореплавания, организация соответствующих навигационных служб;
- навигационное оборудование побережья, портов и гаваней;
- контроль за техническим состоянием гражданских судов и соблюдением ими правил судоходства;
- обеспечение проведения океанографических исследований, метеорологических и гидрографических работ;
- осуществление контактов с представителями сопредельных государств по вопросам, входящим в компетенцию УБМ (выполнение функций иностранного отдела);
- охрана окружающей среды, борьба с загрязнением моря;
- боевое обеспечение районов проведения учений ВМС Японии;
- выполнение других специальных задач. При объявлении чрезвычайного положения в стране силы и средства УБМ переходят в непосредственное подчинение премьер-министра, выполняющего роль Главнокомандующего Силами самообороны страны.
В военное время:
- силы УБМ поддерживают установленный режим в своих районах;
- наблюдают за морской и воздушной обстановкой в зонах ответственности;
- несут дозорную службу;
- охраняют порты, гавани и рейды а также прибрежные морские коммуникации;
- осуществляют траление мин;
- выполняют аварийно-спасательные работы;
- осуществляют гидрографическое и навигационное обеспечения действий ВМС;
- ведут корабельную и радиотехническую разведку на море.
Береговая пограничная охрана ФРГ
Охрана территориального моря, рыболовной зоны и континентального шельфа ФРГ возложена на Береговую пограничную охрану Федеральной пограничной охраны МВД. Задачи и функции Береговой пограничной охраны ФРГ:
- охрана территориального моря, рыболовной зоны и континентального шельфа ФРГ;
- осуществление постоянного наблюдения за национальными морскими границами, включая ведение разведки прилегающих районов в открытом море с целью своевременного предупреждения угрозы нарушения морских границ;
- устранение нарушений и отражение угроз, которые затрагивают безопасность морских границ и государственной территории;
- осуществление полицейского контроля и выполнение полицейских задач при возникновении напряженности на морской границе;
- борьба с загрязнением морских вод, ведение расследований экологических преступлений во взаимодействии с другими правоохранительными органами (управлением водных путей и водоснабжения, таможенной службой, водной полицией, ВМС ФРГ);
- устранение препятствий, мешающих свободному мореплаванию;
- осуществление мер безопасности в открытом море в соответствии с международными правовыми нормами;
- защита национальных интересов в пределах территориального моря, рыболовной зоны и континентального шельфа страны;
- контроль за соблюдением мореплавателями международных правил судоходства;
- оказание помощи судам, терпящим бедствие;
- содействие органам земельной полиции в особо оговоренных случаях;
- поддержание боеготовности подразделений БОХР на случай кризисной ситуации или войны;
- борьба с контрабандной деятельностью на море;
- контроль за выполнением правил морского промысла в территориальном море и рыболовной зоне ФРГ. В зону ответственности БОХР входит вся протяженность побережья Северного и Балтийского морей ФРГ, включая территориальное море, рыболовную зону и континентальный шельф.
Федеральная пограничная охрана ФРГ комплектуется только добровольцами, подготовка их к службе осуществляется на курсах, в школах и академии.
Береговая охрана Великобритании
Охрана территориального моря, рыболовной зоны и континентального шельфа Великобритании возложена на флотилию легких сил ВМФ. базовую патрульную авиацию ВМС и ВВС, патрульные корабли охраны рыболовства и нефтегазовых комплексов. Поддержание благоприятного оперативного режима в территориальном море, рыболовной зоне и на континентальном шельфе Великобритании является одной из важных задач ее ВМС.
Выполнение этой функции осуществляется командующими военно-морскими районами - Портсмутского, Плимутского, Шотландского и Северной Ирландии, которым для этого выделяются необходимые силы и средства. Так, согласно административной структуре ВМС Великобритании, эскадра охраны рыболовства и защиты нефтегазовых комплексов (20-25 патрульных кораблей и тральщиков) включена в состав флотилии минно-тральных сил. Не менее пяти кораблей эскадры осуществляют постоянное патрулирование в территориальном море и рыболовной зоне.
Для охраны морских пространств страны кроме данной эскадры привлекаются и другие корабли флота, самолеты и вертолеты базовой патрульной авиации. Проблема охраны морских границ для Великобритании осложняется наличием заморских территорий. Среди них необходимо упомянуть Гибралтар, из-за которого возникают трения с Испанией, а также наличие спорных вопросов с Аргентиной из-за Фолклендских островов и морских ресурсов в Южной Атлантике, где в рыболовной зоне вокруг этих островов обнаружены большие стаи кальмаров, а в пределах их континентального шельфа предполагаются неразведанные запасы нефти.
Для решения вышеперечисленных задач, и прежде всего охраны морских границ, в эти районы, а также в состав командования на Бермудских островах, в зону Индийского (о. Диего-Гарсиа) океана из состава ВМС выделяется порядка 33 фрегатов, 38 тральщиков, 16 патрульных кораблей. 56-60 боевых катеров, 180-185 вертолетов и 25-30 самолетов БП.А.
Проведение поисково-спасательных операций обеспечивается эскадрильей вертолетов поиска и спасения ВМС берегового базирования, спасательными и судоподъемными судами. Морские нефтегазовые комплексы на континентальном шельфе охраняются отдельной ротой "коммачио", подчиненной командующему силами морской пехоты ВМФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий